Опубликовано 31.08.2013 08:23

Особенности развития личности 12-15 лет

(переходный возраст)

Как часто мы слышим комментарий: «это переходный возраст» в связи с проблемным поведением ребенка, поведением, которое нас расстраивает, пугает, оскорбляет, вызывает тревогу за его будущее и свое эмоциональное состояние.

Что же такое переходный возраст, стоит ли ждать его с опасением или вообще не замечать? Сам термин, как нельзя лучше, раскрывает суть этого явления. Переходный – переход, словно мостик между двумя крутыми берегами, этот путь очень непрост: человек, словно теряет прочную опору под ногами, он не знает, что ждет его впереди. Но человек надеется, верит и, несмотря ни на что, идет в свое будущее.

 

Как бы ни был труден переход, он рано или поздно закончится, и переходный возраст станет лишь воспоминанием, когда человек ступит на твердую землю, обретет уверенность и поймет себя и мир.

А пока человек в пути, ему нужны наша поддержка и понимание.

 

Специфика социальной ситуации развития, в которой находится ребенок:

- начало перехода от детства к взрослой жизни;

- стремление отстоять свою независимость;

- вызов взрослым, проверка установленных норм;

- дисгармония отношений: стремление влиться в группу и острое одиночество.

 

Внешние факторы, влияющие на развитие:

- изменения в организации учебной деятельности (многопредметность);

- отсутствие единой системы требований;

-появление новых требований в виде помощи в различных, в том числе хозяйственных, бытовых делах.

 

Внутренние (биологические) факторы:

 физиологическое неравномерное переустройство трех основных систем: гормональной, кровеносной, костно-мышечной, что ведет к обострению чувства беспокойства и тревоги

 

Внутренние (психологические) факторы:

- развитие самосознания, «Я-концепции» (выделение своих положительных качеств из поступков, их осмысление как определенных качеств своей личности. Часто встречающаяся проблема – неспособность видеть свои положительные черты, неумение опираться на сильные стороны своей личности;

- половая идентификация;

- абстрактное мышление.

 

Доминанты:

- повышенный интерес к себе, эгоцентризм;

- направленность на будущее (настоящее менее значимо);

- установка на сопротивление, преодоление препятствий, в том числе в виде нарушения правил и норм;

- тяга ко всему рисковому, героическому, жажда приключений.

 

Ведущий вид деятельности

Социально-значимая деятельность, которая реализуется через:

- учение;

- общение (преобладает, выходит на первый план, влияние группы становится колоссальным, через общение в группе сверстников закладываются социальные нормы);

- общественно-полезный труд, который ведет к формированию активной социальной позиции.

 

Важно понимать, что в это период проявляются акцентуации (особенности характера) в ярко выраженной форме.