Соответствует требованиям к структуре официального сайта образовательной организации (ссылка) Версия для слабовидящих
«Читать должны все дети, читать много,
иначе они просто не справятся с вызовами 21-го века»
В мире информационных технологий книги стали многим казаться чем-то ненужным и устаревшим. Тем не менее, правительства ряда стран упорно пытаются привить школьникам любовь к чтению.
О том, почему современным детям необходимо много читать рассказывает президент Русской школьной библиотечной ассоциации (РШБА) Татьяна Дмитриевна Жукова.
Кризис чтения – общемировая проблема. И решение её касается не только филологов, в нём участвуют и психологи, и врачи, и педагоги, поскольку чтение – это отдельный вид деятельности головного мозга.
Мы считаем своей профессиональной миссией напоминать и родителям, и обществу о том, что наши дети находятся в переходном периоде. Конечно, они перейдут к цифровым школам. И зачатки таких цифровых школ и библиотек есть - и в мире, и в стране.
Но не может интернет быть сегодня единственным источником информации для детей.
Для того, чтобы он стал поистине культурной площадкой, предстоит много потрудиться. Оцифровка идет, но оцифровано (в разных странах по-разному) двадцать - тридцать процентов того, что накопило человечество на разных носителях, в том числе и на бумаге. Там, где внедрены информационно-коммуникационные технологии, в этих же странах очень высоки показатели выпуска книг издательской отраслью.
В Японии и в Южной Корее информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) внедрены в несколько раз более широко, чем у нас. Лучшей в мире признана реформа школьных библиотек в Южной Корее. Несмотря на то, что у них по два робота на семью, они полностью переоснастили библиотеки именно бумажными книгами, и именно для детей начальных классов - до 10-12 лет.
Этот возраст - зона самого большого риска, когда заканчивается строительство здания мозга. В это время чтение – мощнейший инструмент развития мозга, мощнейший инструмент развития целостного нечастичного мышления – мышления интегрированного. В этот момент, учитывая шрифты, наличие иллюстраций, очень важно пройти школу творческого чтения на бумажных носителях. Потом уже ребёнок будет быстро читать "по диагонали", и не только быстро, но и качественно. Как мы говорим, "оживляя буквы", понимая смысл и мысль.
Пока же наши дети, которые уже живут в электронном веке, отстают именно в расшифровке мыслей и смыслов, стоящих за текстом. Поверхностную информацию, так называемые информационные тексты, они расшифровывают легко, а то, что касается глубины мысли – очень плохо. Мы видим корень этих проблем как раз в дошкольном воспитании и в начальном образовании.
То, что происходит сейчас с подростками, ужасает. Наши пятнадцатилетние дети уже очень плохо справляются с учебными заданиями. То, что они не читают, по мнению специалистов, негативно влияет и на способность учиться, и на мышление в целом.
Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании. И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения. Воображение, в свою очередь, – это основа творчества.
Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно всё больше и больше читать.
Настоящее чтение – это разгадывание смыслов, стоящих за текстом. С этим у наших детей большие проблемы. Деловое чтение – это «скольжение по буквам». В учебниках они начинают зубрить параграфы. Так формируется функциональная неграмотность, поскольку зубрежка не позволяет уловить смысл и передать его своими словами.
Наши девятилетние дети показывают очень хорошие результаты по всем международным исследованиям. К сожалению, в 10-12 лет дети перестают читать и вообще учиться с помощью чтения. При этом я не могу сказать, что у нас совсем мало читающих детей. Такие есть. Но, без сомнения, читать должны все дети, читать много, иначе они просто не справятся с вызовами 21-го века.
Чтение сейчас даже более востребовано, чем раньше, когда ещё не был изобретён компьютер. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение.
Все зависит от наличия активной читательской среды в жизни каждого конкретного человека. Если есть пример родителей, читающих художественную литературу, ребенок тоже начинает с интересом относиться к этому занятию, ведь он копирует взрослых. Но еще лучше, если родители с детства читают ребёнку, причем не только в период, когда он сам ещё не умеет читать, но и потом. Это не только укрепляет семейные отношения, но и сказывается на их успеваемости, а значит успешности в жизни.