Соответствует требованиям к структуре официального сайта образовательной организации (ссылка)    Версия для слабовидящих

Пояснительная  записка

к учебному плану 1-4 классов

начального общего образования при реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«ЛИЦЕЙ №23»

на  2014 – 2015 учебный год

 

I. Учебный план начальных классов МБОУ «Лицей №23» является частью основной образовательной программы начального общего образования при реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовании.

1.1.Учебный план начальных классов разработан на основании и с соблюдением требований следующих документов:

·      ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от  29.12.2012г. №273-ФЗ;

·      Устав образовательного учреждения;

·      Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  (в редакции приказов от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011 г. №2357, от 18 декабря 2012г. №1060);

·      Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная к использованию Координационным советом при департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской федерации (протокол заседания от 24-25 июля 2010г. № 1)(реестр примерных программ, рег. №1); 

·      Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993),

·      Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,

·      Приказ Минобрнауки РФ  от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

·      Письмо Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

·      Письмо МО РФ № 202/11-13 от 20.02.1999 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»;

·      Письмо МО РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»;

·      Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003 «Система оценивания учебных достижений в условиях безотметочного обучения»;

·      Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе»;

·      Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 21.10.2011 №6431/06 «Разъяснения по организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области:

·       Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 29.04.13 №859 «О реализации федеральных государственных стандартов начального общего и основного общего образования в 2013-2014 учебном году»;

·      Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 28.02.2012 №460 «О подготовке к введению в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

·      Приказы управления образования администрации г. Кемерово от 29.04.2014 №354 «Об учебных планах общеобразовательных учреждений г. Кемерово на 2014 – 2015 учебный год»

 

1.2.             Учебный план представлен:

Учебный план для 1-4 классов - учебный план начального общего образования (1-4 классы);

Учебный план для 1-4 классов (в дальнейшем ориентирован на 4 – летний срок освоения начального общего образования рассчитан на 5-ти дневную рабочую неделю в 1 классе и 6-ти дневную во 2-4 классе. Продолжительность учебного года в 1 классах – 33 учебные недели, в 2-4 классах – 34 недели.

Режим занятий: начало занятий в 8.30 утра, продолжительность урока – 35 (1 классы) и 45 минут, продолжительностью перемен 10, 15, 20 минут.

Учебный план для 1-4 классов отражает особенности образовательной программы начального общего образования образовательной системы «Школа 2100».

II.  Цели образовательных подпрограмм МБОУ «Лицей №23»

Образовательные подпрограммы: «Базовое образование» (в учебном плане - базовые общеобразовательные предметы); выделяются по их назначению в становлении индивидуальности учеников I - IV классов и имеют свои цели.

3.1. Подпрограмма «Базовое образование» предназначена для всех обучающихся и является важнейшей частью стандарта образования. Основное назначение подпрограммы заключается в создании благоприятных условий:

а)  для усвоения обучающимися 1-4 классов ФГОС НОО;

б) для овладения общеучебными умениями и методами наук, лежащих в основе учебных предметов;

г) для овладения каждым школьником ключевой компетентностью решения познавательных задач - учебной деятельностью и умением осуществлять ее индивидуально, как на учебном материале, так и на внеучебном материале в рамках творческих видов деятельности.

Подпрограмма «Базовое образование» реализуется в форме базовых общеобразовательных предметов.

III.                Обязательная часть

Инвариантная часть Базисного учебного плана РФ, реализующая федеральный компонент государственного образовательного стандарта, полностью представлена в учебном плане лицея с указанием предметов и количества, отведенных на них часов, и гарантирует овладение выпускниками обязательного минимума содержания основных образовательных программ.

На все учебные предметы составлены рабочие учебные программы педагогами лицея на основе учебных программ.

3.1. Учебный предмет «Русский язык» изучается в I-IV классах с целью:

-     освоения знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и нормах поведения в различных сферах общения; обогащения словарного запаса и расширения круга используемых грамматических средств;

-     формирования умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

-     воспитания гражданина и патриота; формирования представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознания национального своеобразия русского языка; овладения культурой межнационального общения;

-     развития речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; совершенствования навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

-     применения полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

    В 2014-2015 учебном году в начальной школе реализуют образовательную программу «Школа-2100».  Главная особенность программы заключается в том, что она рассчитана одновременно на не читающих и читающих детей, обеспечивает языковое и речевое развитие ребенка.

В I - IV классах на «Русский язык», согласно учебной программе Р.Н. Бунеева, рекомендованной Министерством образования и науки РФ планируем 5 часов;

3.2. Учебный предмет «Литература» изучается в I-IV классах с целью:

-     освоения текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создания общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

-     совершенствования умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирования умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.;

-     воспитания духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирования гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-     развития представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и этической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.

Литература преподается:

1) в I-IV классах (базовый учебный предмет «Литературное чтение») - учебная   программа Р.Н. Бунеева «Чтение и начальное литературное образование», рекомендованная Министерством образования и науки РФ - 4 часа.

 

3.3. Учебный предмет «Английский язык» изучается во II-IV классах с целью:

развития иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

  речевая компетенция - функциональное использование изученного языка как средства общения и познавательной деятельности; развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;

  языковая компетентность - овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для начальной, основной и средней школы, увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

  социокультурная компетенция - усвоение достаточного объема знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

  компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

  учебно-познавательная компетенция - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

     развития и воспитания способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению в отношении к будущей профессии; социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота; развития национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Английский язык преподается:

1)    во II - IV классах (базовый учебный предмет «Английский язык») - учебная программа М.З. Биболетовой «Enjoylnglish», рекомендованная Министерством образования и науки РФ - 2 часа;

3.4. Учебный предмет «Математика» изучается в I-IV классах с целью:

-     овладения языком математики в устной и письменной форме, системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;

-     воспитания средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического прогресса;

-     развития логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;

-     формирования представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.

Математика преподается:

1)    в I - IV классах (базовый учебный предмет «Математика») - учебная программа Т.Е. Демидовой «Математика», рекомендованная Министерством образования и науки - 4 часа.

3.5.      Учебный предмет «Окружающий мир (обществознание, естествознание)» изучается в I-IV классах с целью:

-      освоения знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

-      воспитания позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;

-      развития умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.

Учебный предмет «Окружающий мир» преподается: по учебной программе Д.Д. Данилова «Окружающий мир. 1-4 классы», А.А. Вахрушева «Я и мир вокруг нас», рекомендованные Министерством образования и науки РФ - 2 часа.

3.6. Учебный предмет «Искусство (Музыка и ИЗО)» изучается в I-IV классах.

Учебный предмет «Музыка» изучается в I-IV классах с целью:

-      освоения знаний о классическом и современном искусстве; ознакомления с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;

-      овладения практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;

-      формирования устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;

-      воспитания музыкального вкуса, нравственных и эстетических чувств, любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям музыкальной культуры разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству;

-      развития интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, дикции, певческого голоса, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной Деятельности.

«Музыка» преподается:

1)  в I  IV классах  по учебной программе Усачевой В.О., Школяр Л.В. «Музыка 1-4 классы», рекомендованная Министерством образования и науки РФ - 1 час;

3.7   Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается в I- IV классах с целью:

-      освоения знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомства с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

-      овладения умениями художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества;

-      формирования устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

-      воспитания культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам из труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности;

-      развития художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера.

«Изобразительное искусство» преподается:

в I - IV классах (учебный предмет «ИЗО») по учебной программе О. А. Куревиной «Художественный труд и искусство 1-4 классы», допущенной Министерством образования и науки РФ - 1час;

3.8. Учебный предмет «Технология» изучается в I-IV классах с целью:

-      освоения технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов;

-      овладения общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

-      воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам труда;

-      развития познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

-      получения опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной деятельности.

«Технология» в I-VIII классах преподается:

1) во II классах (учебный предмет «Технология») по учебной программе О.А. Куревиной «Художественный труд и искусство 1-4 классы», допущенной Министерством образования и науки РФ - 1час;

2)    в III, IV классах (учебный предмет «Технология») по учебной программе О.А. Куревиной «Художественный труд и искусство 1-4 классы», допущенной Министерством образования и науки РФ – 2 часа;

3.9. Учебный предмет «Физическая культура» изучается в I-IV классах с целью:

- освоения системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентации;

-      овладения технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащения индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;

-      воспитания бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;

-      развития физических качеств и способностей; совершенствования функциональных возможностей организма, укрепления индивидуального здоровья;

-      приобретения компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладения навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Физическая культура преподается:

 в I - IV классах по учебной программе Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. «Физическая культура 1-4 классы», рекомендованная Министерством образования и науки РФ – 3 часа.

.

4.18. Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в IV классах с целью:

Курс  «Основы светской этики» введен для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс «Основы светской этики» будет изучаться 1 час в неделю в 4 классе и рассчитан на 34 часа.

Цель курса – формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России,  а также толерантности, способности к межнациональному  диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:

1. Основы православной культуры;

2. Основы исламской культуры;

3. Основы буддийской культуры;

 4. Основы иудейской культуры;

 5. Основы мировых религиозных культур;

 6. Основы светской этики.

Обучающимися  изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

 

IV. Часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Часы вариативной части учебного плана обеспечивают расширенное изучение предметов, дают возможность проводить индивидуальные занятия с обучающимися, обеспечивают возможность реализовать себя в творческой, научно - исследовательской сфере. Обязательная нагрузка при этом не превышает предельно допустимую.

«Информатика и ИКТ» - 2- 4 классы,

Учебный предмет преподаётся на основе учебной программы А.В. Горячева (2-4 классы). Главная цель - развитие устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка, а также формирование основ алгоритмического мышления.

 «Математика и конструирование» -  2-4 классы – 1 час в неделю.

Основной целью этого  курса является формирование у учащихся элементов конструкторских знаний, умений и навыков за счет целесообразно подобранных задач, заданий и практических работ в тесной связи с математикой. Курс позволяет обеспечить числовую грамотность учащихся, развивать воображение, пополнять общий кругозор, решать текстовые задачи.

«Детская риторика»  -  2-3 классы (1 час).

Рабочая программа педагогов лицея на основе учебной программы Т.А. Ладыженской.  Предмет носит сугубо практический характер, где центральное место занимают коммуникативные умения. Главное - научить детей пользоваться даром слова, речевому этикету, сочинять сказочные истории.

 

 

Пояснительная  записка

к учебному плану 5-11 классов

основного и среднего общего образования при реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«ЛИЦЕЙ №23»

на  2014 – 2015 учебный год

 

I.   Особенности лицея

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «ЛИЦЕЙ №23» осуществляет образовательную деятельность в области начального общего, основного общего, среднего общего образования по следующим профильным направлениям:

·      математическое,

·      физическое,

·      химическое,

·      биологическое.

Лицензия (Серия 42Л01 № 0001547, регистрационный № 14538, 10 июля 2014 года.)

Цель образовательного учреждения - формирование устойчивой мотивации познания как специально организованной деятельности через решение следующих задач:

·  выработку потребности к систематическому умственному труду;

·  социальную адаптацию учащихся в меняющихся экономических условиях;

·  создание условий для самоопределения и частичной самореализации потенциальных возможностей личности.

    В лицее осуществляется образовательный процесс в соответствии с образовательными программами 3-х ступеней образования.

1 ступень (1-4 классы - начальная школа) – школа самопознания и развития;

2 ступень (5-9 классы) – школа саморазвития и самоопределения;

3 ступень (10-11 классы) – школа самоопределения и частичной самореализации потенциальных возможностей личности.

Воспитательно-образовательная деятельность осуществляется в условиях 6-дневной недели (кроме 1 – х классов). Уроки в 2 - 11 классах продолжительностью 45 минут каждый.  Занятия в 10-11 классах могут проводиться парами. Между уроками 15 - 20 минутные перерывы.  Начало занятий в 8.30 утра. Учебный год состоит из четырех четвертей для учащихся 1-9 классов, из двух семестров по 17 недель каждый для учащихся 10-11 классов.

 

II.  Особенности учебного плана МБОУ «Лицей № 23»

 

2.1. Учебный план МБОУ «Лицей № 23» разработан на основании и с соблюдением требований следующих документов:

·      ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от  29.12.2012г. №273-ФЗ;

·      Устав образовательного учреждения;

·      Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

·      Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 года N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» ( в редакции приказов от 20 августа 2008 года N 241, от 30 августа 2010 года N 889, от 3 июня 2011 года N 1994, от 1 февраля 2012 года N 74);

·      Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07. 02г. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

·      Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования МОиН РФ от 20.04.04г. №14-51-102/13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся»;

·      Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 года № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

·      Приказ Минобороны России и Минобрнауки России от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»;

·      Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993),

·      Приказ Минобрнауки РФ  от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

·      Письмо Минобрнауки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

·      Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «О методических рекомендациях по составлению учебных планов для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области на 2011-2012 учебный год» от 16.06.2011 № 1199;

·      Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 21.10.2011 № 2047 «О внесении изменений в приказ от 16.09.2011 № 1199»;

·      Приказы управления образования администрации г. Кемерово от 29.04.2014 №354 «Об учебных планах общеобразовательных учреждений г. Кемерово на 2014 – 2015 учебный год».

 

2.2.             Учебный план представлен следующими составляющими:

 

      - учебный план начального общего образования при реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (1-4 классы);

- учебный план основного общего образования при реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта (5- 9 классы);

- учебный план среднего общего образования при реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта (10 - 11классы);

-  план внеурочной деятельности 1-4 классов по ФГОС;

Учебный план для 1-4 классов (в дальнейшем ориентирован на 4 – летний срок освоения начального общего образования с внеурочной деятельностью по ФГОС) рассчитан на 5-ти дневную рабочую неделю в 1 классе и 6-ти дневную во втором классе.

Продолжительность учебного года в 1 классах – 33 учебные недели, в 2-3 классах – 34 недели.

Режим занятий: начало занятий в 8.30 утра, продолжительность урока – 35 (1 классы) и 45 минут, продолжительностью перемен 10, 15, 20 минут.

Учебный план для V- IX классов (в дальнейшем ориентирован на 5 – летний срок освоения основного общего образования) рассчитан на 6-ти дневную рабочую неделю.

Продолжительность учебного года  – 34 учебные недели.

Режим занятий: начало занятий в 8.30 утра, продолжительность урока – 45 минут, продолжительностью перемен 10, 15, 20 минут.

Учебный план для X- XI  классов (в дальнейшем ориентирован на 2 – летний срок освоения стандарта среднего (полного) общего образования) рассчитан на 6-ти дневную рабочую неделю.

Режим занятий: начало занятий в 8.30 утра, продолжительность урока – 45 минут, продолжительностью перемен 10, 15, 20 минут.

III.                Цели образовательных подпрограмм МБОУ «Лицей «23»

Образовательные подпрограммы: «Базовое образование» (в учебном плане - базовые общеобразовательные предметы); «Профильное (предпрофильное) образование» (в учебном плане - профильные (предпрофильные) общеобразовательные предметы выделяются по их назначению в становлении индивидуальности учеников I- XI классов и имеют свои цели.

3.1. Подпрограмма «Базовое образование» предназначена для всех учащихся и является важнейшей частью стандарта образования. Основное назначение подпрограммы заключается в создании благоприятных условий:

а) для усвоения учащимися V - XIклассов федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного)  общего образования (Государственный стандарт опубликован в № 12-15 «Вестник образования России» за 2004 г.);

б) для овладения общеучебными умениями и методами наук, лежащих в основе учебных предметов;

в) для овладения каждым школьником ключевой компетентностью решения познавательных задач - учебной деятельностью и умением осуществлять ее индивидуально, как на учебном материале, так и на неучебном материале в рамках творческих видов деятельности.

Подпрограмма «Базовое образование» реализуется в форме базовых общеобразовательных предметов.

Цель подпрограммы «Предпрофильное образование» - комплексная подготовка учащихся IX классов к ответственному выбору профиля обучения в средней школе и предварительному самоопределению в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Цель подпрограммы «Профильное образование» в X - XI классах - создание условий для усвоения старшеклассниками учебного материала в рамках физико-математического и химико - математического профилей в объеме, достаточном для успешной сдачи итоговой аттестации в форме Единого государственного экзамена,  поступления в ВУЗ и дальнейшего успешного обучения.

Подпрограмма «Профильное образование» - это профильные общеобразовательные предметы (математика, физика) и элективные учебные предметы.

IV.               Федеральный компонент

Инвариантная часть Базисного учебного плана РФ, реализующая федеральный компонент государственного образовательного стандарта, полностью представлена в учебном плане лицея с указанием предметов и количества, отведенных на них часов, и гарантирует овладение выпускниками обязательного минимума содержания основных образовательных программ.

На все учебные предметы составлены рабочие учебные программы педагогами лицея на основе учебных программ.

4.1. Учебный предмет «Русский язык» изучается в V-XI классах с целью:

-     освоения знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и нормах поведения в различных сферах общения; обогащения словарного запаса и расширения круга используемых грамматических средств;

-     формирования умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

-     воспитания гражданина и патриота; формирования представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознания национального своеобразия русского языка; овладения культурой межнационального общения;

-     развития речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; совершенствования навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

-     применения полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Основой для разработки рабочих программ педагогов лицея служат

1.  в V,VI классах - учебная программа «Русский язык. 5-9 классы» Т.А. Ладыженской и др., рекомендованная Министерством образования и науки РФ - 6 часов;

2.  в VIIклассах - учебная программа «Русский язык. 5-9 классы» Т.А. Ладыженской и др., рекомендованная Министерством образования и науки РФ – 4 часа;

3.  в VIII классах - учебная программа «Русский язык. 5-9 классы» Т.А. Ладыженской и др., рекомендованная Министерством образования и науки РФ – 3 часа;

4.  в IX классе - учебная программа «Русский язык. 5-9 классы» Т.А. Ладыженской и др., рекомендованная Министерством образования и науки РФ - 2 часа;

5.  в X – XIклассах (базовый учебный предмет «Русский язык») - учебная программа «Русский язык 10-11» Гольцова Н. Г., рекомендованная Министерством образования и науки РФ -1 час.

4.2. Учебный предмет «Литература» изучается в V-XI классах с целью:

-     освоения текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создания общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

-     совершенствования умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирования умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.;

-     воспитания духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирования гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-     развития представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и этической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.

Литература преподается по рабочим программам педагогов лицея, основой которых являются:

1) в V- VIII классах (базовый учебный предмет «Литература») - учебная программа В.Я. Коровиной «Литература. 5-11 классы», рекомендованная Министерством образования и науки РФ - 2 часа;

2) в IX классе (базовый учебный предмет «Литература») - учебная программа В.Я. Коровиной «Литература. 5-11 классы» рекомендованная Министерством образования и науки РФ - 3 часа;

3) в X-XIклассах (базовый учебный предмет «Литература») - учебная программа Курдюмовой Т. Ф. «Литература. 10-11 классы», рекомендованная Министерством образования и науки - 3 часа.

4.3. Учебный предмет «Английский язык» изучается во V-XI классах с целью:

развития иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

  речевая компетенция - функциональное использование изученного языка как средства общения и познавательной деятельности; развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;

  языковая компетентность - овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для начальной, основной и средней школы, увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

  социокультурная компетенция - усвоение достаточного объема знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

  компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

  учебно-познавательная компетенция - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

     развития и воспитания способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению в отношении к будущей профессии; социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота; развития национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Рабочие программы по английскому языку составлены

1)    в V-XI классах (базовый учебный предмет «Английский язык») – по учебная программе М.З. Биболетовой «Enjoylnglish», рекомендованная Министерством образования и науки РФ - 3 часа.

4.4. Учебный предмет «Математика» изучается в V-XI классах с целью:

-     овладения языком математики в устной и письменной форме, системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;

-     воспитания средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического прогресса;

-     развития логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;

-     формирования представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.

Основой для рабочих программ «Математика» являются:

1)    в V, VI классах (базовый учебный предмет «Математика») - учебная программа И.И. Зубаревой «Математика 5-11», рекомендованная Министерством образования и науки - 5 часов;

2)    в VII - IX классах (базовый учебный предмет «Алгебра») - учебная программа ИОСО РАО «Математика. 5-11 классы» Г.М. Кузнецовой и Н.Г. Миндюк, рекомендованная Министерством образования и науки РФ - 3 часа;

3)    в VII - IX классе (базовый учебный предмет «Геометрия») - учебная программа «Математика. 5-11 классы» Г. М. Кузнецовой и Н. Г. Миндюк, рекомендованные Министерством образования РФ - 2 часа;

4)    в X, XI классах (профильный учебный предмет «Алгебра и начала анализа») учебная программа И.И. Зубаревой «Математика. 5-11 классы», рекомендованные Министерством образования и науки РФ - 4 часа;

5)    в X, XI классах (профильный учебный предмет «Геометрия») - учебная программа «Математика. 5-11 классы» Г.М. Кузнецовой и Н. Г. Миндюк, рекомендованные Министерством образования и науки РФ- 2 часа.

4.5.  Учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается во V- XI классах с целью:

-     освоения системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

-     овладения умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

-     воспитания ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

-     развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

-     применения информационных технологий в индивидуальной и коллективной познавательной и проектной деятельности.

Информатика преподается по рабочим программам педагогов лицея, основой для которых являются:

1)  в V- IXклассах (базовый учебный предмет «Информатика и ИКТ»),  учебная программа С.С. Босова «Информатика»,  рекомендованная Министерством образования и науки РФ - 1 час;

2)  X-XI классах (базовый учебный предмет «Информатика и ИКТ»), учебная программа Н.Д. Угринович «Информатика», рекомендованная Министерством образования и науки РФ – 1 час.

4.6. Учебный предмет «История» изучается в V-XI классах с целью:

-      освоения систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовки учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;

-      овладения умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

-      воспитания гражданственности, национальной идентичности, развития мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширения социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

-      развития способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать  полученную  историко-социальную  информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами; - формирования исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории. «История» преподается по рабочим программам педагога лицея, составленных

1)    в V - IX классе (базовый учебный предмет «История») по учебной программе А.А. Вигасина «История Древнего Мира», В.А. Ведюшкина «История средних веков», А. А. Данилова «История России», «История России с древнейших времен до наших дней» А.А. Данилова, А.О. Сороко-Цюпа «Новейшая история зарубежных стран 20-нач. 21 в.в.», рекомендованных Министерством образования и науки РФ - 2 часа;

2)    в X-XI классах (базовый учебный предмет «История России») по учебной рабочей программе, составленной педагогами лицея на основе программы А.Н. Сахарова «Россия с древнейших времен до конца 19 века», З.Д. Днепрова «История»  - 1час.

4.7. Учебный предмет «Обществознание (включая экономику и право)» изучается в VI- XI классах с целью:

-      освоения системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

-      овладения умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоения способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

-      воспитания общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;

-      развития личности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

-      формирования опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

«Обществознание» преподается по рабочим программам, составленным

1)    в VI- IX классе (базовый учебный предмет «Обществознание») по учебной программе «Человек и общество. Введение в обществознание» Л. Н. Боголюбова, рекомендованной Министерством образования и науки РФ - 1 час;

2)    в X- XI классах (базовый учебный предмет «Обществознание») по учебной программе «Человек и общество. 10-11 классы (базовый уровень)» Л. Н. Боголюбова, рекомендованной Министерством образования и науки РФ-2часа.

4.8. Учебный предмет «География» изучается в VI-XI классах с целью:

-      освоения знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

-      овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту; статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

-      воспитания любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

-      развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

применения географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения   в   ней;   адаптации   к   условиям   проживания   на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. «География» преподается по рабочим программам, составленным

1)    в VI классе (базовый учебный предмет «География») по учебной программе Т. П. Герасимовой «Начальный курс географии», рекомендованной Министерством образования и науки РФ - 1 час;

2)    в VII - IX классах (базовый учебный предмет «География») по учебной программе И.В. Душиной «География 6-9», рекомендованной Министерством образования и науки РФ - 2 часа;

3)    в X-XI классах физико – математического профиля (элективный курс «Социально – экономическая география») по учебной программе В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира 10-11», рекомендованной Министерством образования и науки РФ - 1 час.

4.9.Учебный предмет «Природоведение» изучается в V классе с целью:

-     освоения знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

-     овладения начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

-     воспитания положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

-     развития интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

-     применения полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Учебный предмет «Природоведение» преподается по рабочей программе, составленной по учебной программе В.В. Пасечника «Биология. 5-9 класс», рекомендованной Министерством образования и науки РФ-2 часа.

4.10.Учебный предмет «Биология» изучается в VI-XI классах с целью:

-   освоения знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); человеке как биосоциальном существе; истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

-     овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за экосистемам (в том числе собственным организмом) с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений, биологические эксперименты; находить и анализировать информацию о живых объектах;

-     воспитания позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

-     развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-     применения приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Биология преподается по рабочим программам, составленным

1)    в VI классе (базовый учебный предмет «Биология») по учебной программе В. В. Пасечника «Биология 6 класс», рекомендованной Министерством образования и науки РФ - 1 час (дополнительно 1 час в региональном компоненте);

2)    в VII - IX классе (базовый учебный предмет «Биология») по учебной программе В.В. Пасечника «Биология 5-9 класс», рекомендованной Мини­стерством образования и науки РФ-2 часа;

3)    в X-XI классе (базовый учебный предмет «Биология») по учебной программе  В.В. Пасечника «Биология 10-11 класс», рекомендованной Министерством образования и науки РФ-1 час

4.11. Учебный предмет «Физика» изучается в VII-XI классах с целью:

-     освоения знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

-     овладения умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические и зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств для решения физических задач;

-     воспитания убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

-     развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

-     применения полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

«Физика» преподается по рабочим программам, составленным

1)    в 7 классах (базовый учебный предмет «Физика») по учебной программе Генденштейна Л.Э., рекомендованной Министерством образования и науки РФ - 2 часа;

2)    в  8 - 9 классах (базовый учебный предмет «Физика») по учебной программе А. В. Грачёва,     рекомендованной Министерством образования и науки РФ - 2 часа;

3)    в X - XI классах физико – математического профиля (профильный учебный предмет «Физика»), по рабочей учебной программе педагогов лицея, составленной на основе программы Ю.И. Дик, А.А. Пинского «Физика для средней (полной) школы (профильные предметы)», допущенной ГЭС (городским экспертным советом МОУ ДПО «НМЦ» - 5 часов;

в X - XI классах химико – математического профиля (базовый учебный предмет «Физика»), по  учебной программе  Мякишева Г.Я.«Физика 10-11 класс», рекомендованной Министерством образования и науки РФ - 2 часа.

4.12. Учебный предмет «Химия» изучается в VIII-XI классах с целью:

-     освоения важнейших знаний об основных понятиях, законах и теориях химии, химической символике; о химической составляющей естественнонаучной картины мира;

-     овладения умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ;

-     воспитания отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры; необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

-     развития познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

-   применения полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

«Химия» преподается по рабочим программам, составленным

4)    в VIII - IX классах - (базовый предмет «Химия») по учебной программе О.С. Габриэляна «Химия 8-11», рекомендованной Министерством образования и науки РФ - 2 часа;

5)    в X-XI классах (базовый учебный предмет «Химия») по рабочей программе учителя лицея Н.Н. Охотиной на основе учебной программы О.С. Габриэляна, рекомендованной Министерством образования и науки РФ - 2 часа для физико – математического профиля и 3 часа для химико - математического профиля.

4.13. Учебный предмет «Искусство (Музыка и ИЗО)» изучается до IX класса.

Учебный предмет «Музыка» изучается в I- IX классах с целью:

-      освоения знаний о классическом и современном искусстве; ознакомления с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;

-      овладения практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;

-      формирования устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;

-      воспитания музыкального вкуса, нравственных и эстетических чувств, любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям музыкальной культуры разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству;

-      развития интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, дикции, певческого голоса, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

«Музыка» преподается:

1) в V - IIX классах - учебная программа «Музыка» Д.Б. Кабалевского, рекомендованная  Министерством образования и науки РФ - 1 час;

2) в IX классах - учебная программа «Музыка» – 0,5 часа.

4.14.   Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается в I- IXклассах с целью:

-      освоения знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомства с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

-      овладения умениями художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества;

-      формирования устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

-      воспитания культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам из труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности;

-      развития художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера.

«Изобразительное искусство» преподается:

1)    в V - IIX классах (учебный предмет «ИЗО») по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд 5-9 классы» Б. М. Неменского, рекомендованной Министерством образования и науки РФ - 1 час;

2)       в IX классах (учебный предмет «ИЗО») по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд 5-9 классы» Б. М. Неменского, рекомендованной Министерством образования и науки РФ – 0,5 часа.

4.15. Учебный предмет «Технология» изучается в I-VIII классах с целью:

-      освоения технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов;

-      овладения общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

-      воспитания трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам труда;

-      развития познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

-      получения опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной деятельности.

«Технология» в I-VIII классах преподается по рабочим программам педагогов лицея составленным

1)    в V-VII классах (учебный предмет «Технология») по рабочей учебной программе, разработанной педагогами лицея, в основе которой лежит учебная программа «Технология (трудовое обучение) 5-11 » В. Д. Симоненко, допущенной Министерством образования и науки РФ -2 часа;

4) в VIII классах (учебный предмет «Технология») по рабочей учебной программе, разработанной педагогами лицея, в основе которой лежит учебная программа «Технология (трудовое обучение) 5-11классы» В. Д. Симоненко,  допущенной Министерством образования и науки РФ -1 час.

4.16. Учебный предмет «Физическая культура» изучается в V-XI классах с целью:

- освоения системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентации;

-      овладения технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащения индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;

-      воспитания бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;

-      развития физических качеств и способностей; совершенствования функциональных возможностей организма, укрепления индивидуального здоровья;

-      приобретения компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладения навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Физическая культура преподается:

1)  в V-XI классах по учебной программе «Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы» В.И. Ляха и др., рекомендованная Министерством образования и науки РФ – 3 часа.

4.17. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в V-XIклассах с целью:

-      освоения знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

-      овладения умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

-      воспитания ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной  символике;  патриотизма  и долга  по защите Отечества;

- развития черт личности необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни.

Основы безопасности жизнедеятельности в V- XI классах преподаются по рабочей  программе «Основы безопасности жизнедеятельности», составленной на основе программы А.Т. Смирнова и др., рекомендованной Министерством образования и науки РФ - 1 час.

 

V. Региональный компонент и компонент образовательного учреждения

Учебные курсы выстраиваются по принципу возрастающей сложности, с учетом возрастных, психологических особенностей и возможностей обучающихся.

Опорным принципом при составлении учебного плана является принцип преемственности и непрерывности, определяющий не только логику выстраивания лицейских предметных курсов, но и сочетания курсов теоретического и практического характера. Элективные курсы вводятся в учебный план в соответствии с избранным профилем обучения.

Содержание образования краеведческой направленности преподаётся в 6 классах в учебном предмете «География», «Биология» в 9 классах – в учебном предмете «История».

На II, III  ступени за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения увеличено количество часов на следующие предметы:

«Русский язык» -  9 - 11 классы.

Рабочая программа педагогов лицея на основе учебной программы Т.А. Ладыженской «Русский язык» и учебной программы Л.М. Рыбченковой, А.И. Власенкова «Русский язык 10-11». Предмет введен с целью увеличения количества часов на изучение русского языка.

Программа курса предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма) и осуществляется в двух направлениях, составляющих единое целое. Первое направление - овладение нормами русского литературного языка. Второе направление - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

 «ОБЖ» -  5-7, 9  классы.

Программа курса  5-7, 9  в классах предполагает изучение и углубление знаний по основам безопасности жизнедеятельности человека.

Основы безопасности жизнедеятельности в 5-7, 9 классах преподаются по рабочей программе, составленной на основе учебной программы «Основы безопасности жизнедеятельности. 9, 10-11 классы» А.Т. Смирнова и др., рекомендованные Министерством образования и науки РФ - 1 час.

Технология (черчение и графика) – 8 классы.

Государственный стандарт образовательной области «Технология» соблюдается в полном объеме. Курс содержит общий и специальный технологический компонент, что позволяет изучать основы технологической культуры как элемент общей культуры, обеспечивая политехнический характер профильной подготовки и прикладную направленность обучения.

В соответствии с профилем лицея и дальнейшем обучении в технических ВУЗах очень важно сформировать у учащихся необходимые знания, умения, навыки по черчению и графике, базирующихся на анализе геометрических фигур, на математических расчетах, на теории геометрического моделирования, приобщать учащихся к инженерному творчеству.

Биология – 6 класс.

Ведётся по программе Н.В. Скалона «Экология города Кемерово», разработанная в рамках регионального компонента учебного содержания.  Цель и задачи изучения курса – формирование экологической культуры у городской молодёжи через приобретение экологических знаний, умений и ценностных ориентаций, системы экологически грамотного поведения и деятельности, направленной на изучение, оценку и практическое улучшение качества городской среды.

География - 6 класс.

Ведётся по рабочей программе, составленной на основе программ А.Н. Герасимова и С.А. Герасимовой «Историческое краеведение». Основные задачи курса заключаются в расширении знаний учащихся по истории, культуре региона, формировании практических навыков, необходимых краеведу.

Групповые занятия:

 «Естествознание» - 5  - 6 классы (1 час).

Рабочая программа педагогов лицея на основе учебной программы Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Естествознание». Предмет изучается с целью:

-     освоения знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на представления человека о природе, развитие техники и технологий;

-     овладения умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира;

воспитания убежденности в возможности познания законов природы и использования    достижений естественных наук для развития цивилизации;

-  получения сведений о природе Кузбасского региона, формирования экологического сознания.

«Практикум по математике» - 5, 7 - 9 классы (предпрофильная подготовка) (1 час).

Рабочие программы разработаны педагогами лицея. Курс обеспечивает расширенное изучение предмета, целенаправленное развитие внимания, воображения, памяти, мышления, логики. Реализация предлагаемого курса направляет обучение на активное развитие мыслительных процессов, творчества, дает возможность работать с ребенком индивидуально, воспитывает прогностическое мышление. Программа практикума характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения физики, химии, черчения в старших классах.

«Алгоритмика» -  5-7 классы 1 час в неделю.

Рабочая программа педагогов лицея на основе учебной программы Л. В. Босова (5-7 классы). Главная цель курса - развитие устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка, а также формирование основ алгоритмического мышления.

Лабораторный практикум по физике в 7,8,9 классах – 1 час.

Рабочие программы разработаны педагогами лицея. Данный курс имеет направленность на развитие способностей к исследовательской деятельности, на формирование умения проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания физического практикума, развивать творчество учащихся.

Решение нестандартных задач по физике в 9 классе (0,5 часа).

 Курс, разработанный педагогами лицея предназначен для предпрофиьной подготовки обучающихся, желающих приобрести опыт практического применения знаний по физике, а так же осознанного выбора профильной направленности обучения в старшей школе. Данный курс модифицированный, он готовит учащихся для успешного усвоения физики в 10-11 классах.

 «Практикум по химии» - в 7- 9 классах -  (предпрофильная подготовка).

Рабочая программа разработана педагогами лицея. В содержании данной программы представлены основополагающие практические знания, а также значительное место отведено химическому эксперименту для осуществления предпрофильной подготовки.

Значительное место в содержании курса отведено структурированию материала: это выделение главного, усиление внутри и межпредметной интеграции.

 «Творческое проектирование» - 5 класс.

Рабочая программа разработана педагогами лицея. Творчество – это процесс создания человеком новых материальных ценностей в результате умственной и физической работы. Творческий проект – это разработанное и выполненное под руководством учителя учебное задание, активизирующее творческую деятельность учащихся по проектированию (от идеи до защиты) и направленное на создание нового, оригинального и практически значимого изделия. После овладения школьниками начальными общетрудовыми умениями и навыками, в программе учебного предмета «Творческое проектирование» предусматриваются разработка, выполнение и защита индивидуальных или групповых творческих проектов наиболее способными учащимися лицея. Лучшие учащиеся 5 классов включаются в творческое проектирование. Данная деятельность направлена на активное взаимодействие учителя  с наиболее подготовленными учащимися с целью создания творческих проектов и их дальнейшей защиты на олимпиадах по технологии. Работа над выполнением творческих проектов может осуществляться на групповых занятиях.

Элективные курсы:

Рабочие программы элективных курсов составлены педагогами лицея.

 «Практикум по физике» - 10-11 классы.

Рабочая программа, разработанная педагогами лицея. Данный курс предусматривает ознакомление с более широким кругом технико-технологических приложений изученных теорий, курс дополнен решением большого числа задач повышенной сложности и выполнением творческих заданий для самостоятельного применения полученных знаний. Обучающимся профильных 10-11 классов предлагаются темы: «Физика плазмы», «Гидро- и аэродинамика», «Элементы квантовой механики», «Волновая оптика», «Уравнения Максвелла», «Астрономия».

«Оригинальные методы решения задач по физике» - 10 классы.

Рабочая программа разработанная педагогами лицея. Курс позволяет от знаний о применении физических явлений на практике  перейти к пониманию роли физики в решении технико-экономических и экологических проблем различных областей хозяйства.

«Решение задач повышенной сложности по математике» - 11 классы.

Рабочая программа, разработанная педагогами лицея. Данный элективный курс направлен на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, склонностей каждого школьника в математике, способствует удовлетворению познавательных потребностей учащихся в методах и приёмах решения нестандартных задач. Значительное время курса уделено самостоятельной математической деятельности учащихся, решению задач повышенной сложности, а также применению математики в технических и гуманитарных сферах.

«Практикум по математике», «Многочлены и уравнения», Иррациональные уравнения и неравенства - 10 -11 классы.

Элективные курсы, разработанные педагогами лицея, предназначены для профильной подготовки в 10 - 11 классах, своим содержанием смогут  привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, а также позволит хорошо подготовится к сдаче ЕГЭ. В данных курсах учащиеся знакомятся с решением неравенств обобщённым и эффективным методами, что позволяет рационально решать целый класс неравенств повышенной сложности, переводя эти темы  в разряд стандартных задач.

«Информационные технологии»  -  10-11 классы.

Рабочая программа, разработанная педагогами лицея. Основная задача курса - раскрыть роль информатики в формировании современной научной картины мира, значение информационных технологий в развитии современного общества, знакомит с новыми технологиями в программировании, а также привить навыки сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

Черчение – 10,11 классы.

В основу данного курса входит программа по черчению, которая включает в себя чертежи планов, разрезов, фасадов, построение перспективы здания. Целью данной программы является дальнейшее расширение и углубление графических знаний, умений и навыков, повышение технической культуры.

«Правовая  культура» - 10 класс.

Рабочая программа  разработана педагогом лицея. Содержание данного элективного курса позволяет не только приобщить учащихся у правовой культуре, но и помогает в формировании их правосознания и социализации, что является актуальным в процессе построения в России правового государства. Независимо от избранного профиля выпускник должен достичь определённого уровня компетенции в сфере гражданско – общественной деятельности и межличностных отношений.

«Основы экономических знаний» - 11 класс.

Рабочая программа разработана педагогом лицея. Главная цель обществоведческого образования – формирование ключевых компетенций (способности самостоятельно действовать при решении актуальных проблем в ситуации неопределённости). Эта цель решается не только через изучение курса обществознание на базовом уровне, но и через элективные курсы, выбранные желающими изучать экономику. Данная программа конкретизирует и  расширяет полученные знания применительно к современному типу организации экономической жизни – рыночной экономики. Учитывается материал, рассмотренный в курсах истории, географии, технологии; программа является практико – ориентированной.

«Практикум по органической химии», «Основы органической химии» - 10 классы, «Практикум по неорганической химии» - 11 класс.

Рабочие программы, разработанные педагогом лицея. Данный курс органично вписывается в школьную программу и позволяет решить задачи:

-развить познавательный интерес к химической науке;

-создать мотивационную основу, для осознанного профессионального выбора.

«Основы микробиология» - 10 класс.

Рабочая  программа, разработанная педагогами  лицея. Значительное место в содержании курса   отведено практическому применению биологических знаний. Наряду с изучением видовых особенностей, функций живого организма,  рассматривается микромир, выполняющий сложную роль в экосистемах. Расширяются знания обучающихся в области морфологии, физиологии микроорганизмов.

 

 

Пояснительная  записка

к плану  внеурочной деятельности

МБОУ «ЛИЦЕЙ №23»

на  2014 – 2015 учебный год

   В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

  В образовательном учреждении  осуществляется образовательный процесс в соответствии с образовательными программами 3-х ступеней образования. 

  1 ступень (1-4 классы) – школа самопознания и развития.

Основными  задачами этого этапа являются:

- раннее выявление задатков, склонностей, индивидуальных особенностей учащихся на основе включения детей в многообразные виды урочной и внеурочной деятельности, целенаправленной глубокой психологической диагностики;

- формирование у учащихся необходимых умений и навыков учебной деятельности, положительной мотивации к обучению;

- выстраивание иерархииценностей средствами урочной и внеурочной деятельности.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

улучшить условия для развития ребенка;

учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Организационной моделью внеурочной деятельности в лицее являются

дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования).

Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, организуется по следующим направлениям развития личности:

·      духовно – нравственное,

·      общеинтеллектуальное,

·      общекультурное,

·      спортивно – оздоровительное,

·      социальное.

Содержание программ внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Различны формы этих занятий: проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно – полезная практика, соревнования и другие.

Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их родителей. Все программы внеурочной деятельности реализуются педагогами лицея. Место проведения всех занятий – лицей.

Духовно – нравственное направление реализуется через кружки «Юные кемеровчане», «Азбука нравственности».

    В соответствии с целями и задачами ОС «Школа 2100» - развить и воспитать  функционально грамотную личность, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности, разработан предлагаемый кружок «Юные кемеровчане».

Соответственно воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности,  отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

Программа кружка «Юные кемеровчане», является продолжением образовательной программы по окружающему миру. Составлена с учётом культурно-исторических особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса.

Цель: формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему своей семьи, лицея, города на основе изучения традиций, литературы и культурного наследия.

Задачи:

-ориентировать детей на получение знаний об истории своей семьи, лицея, города для формирования патриотических чувств и гражданского сознания;

-создавать и поддерживать детский коллектив для реализации интересов, потребностей в самосовершенствовании, саморазвитии и укреплении взаимоотношений;

-формировать сознательное и толерантное отношение к старшему поколению, бережного отношения к природе и  историческим памятникам.

Основная цель кружка «Азбука нравственности» – создание условий для становления и развития общечеловеческой, национальной и духовной культуры обучающихся начальных классов; обеспечение комплекса мероприятий для привлечения максимального внимания к решению проблем духовно-нравственного воспитания в пространстве образовательного учреждения.

Задачи:

-создать единую воспитательную среду, с актуализацией внимания на повышение статуса семейного воспитания;

-формировать устойчивые нравственные свойства личности школьника, способного самостоятельно оценивать и строить свою деятельность с интересами окружающих его людей, активизируя возможности регионально-культурной среды и духовно-национальных ценностей;

-развивать толерантность в общении обучающихся;

-формировать уважительное отношение младших школьников к старшему поколению, развивать интерес к истории Родины, воспитывать чувство гордости за историю и социально-культурные достижения «малой Родины» – Кузбасс;

-вовлекать детей начальной школы в деятельность ученического самоуправления;

-воспитывать положительное отношение к труду, как высшей ценности; развивать потребность в творческом труде, воспитывать культуру труда.

Общеинтеллектуальное направление реализуется через курс «Умники и умницы» и «Юные исследователи».

В основе построения данного курса «Умники и умницы» лежит идея гуманизации математического образования и является продолжением образовательной программы «Школа-2100», соответствующая  современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность обучающегося, его интересы и способности.

Цели:

-расширение  математического кругозора и эрудиции обучающихся;

-формирование познавательных, коммуникативных и регулятивныхуниверсальных учебных действий у младших школьников.

             Задачи:

-развивать математические способности обучающихся;

-формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;

Способствовать формированию коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Использование современных средств компьютерного моделирования позволяют визуализировать, анимировать способы действий, например: движение). Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками  исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы «Умники и умницы» создаёт условия для развития у школьников  познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий  у детей происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики: развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

     Реализуя задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, творческой личности будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Клуб «Юный исследователь» будет способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий.

Основная цель программы клуба - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи  программы клуба:

- развивать познавательные потребности и способности младших школьников;

- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формировать и развивать навыки проектной деятельности.

- формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска;

- целенаправленно формировать все компоненты исследовательской культуры школьника.

    Предлагаемая  программа клуба является продолжением образовательной программы  (учебных предметов «Окружающий мир», «Математика», «Технология»), в котором используются разнообразные методы работы с детьми: личностно – направленные. Когда содержание проектов становится актуальным для каждого ребенка; стимулирующие, когда через исследовательскую деятельность обучаемый развивает навыки самообразования и саморазвития; активизирующие мыслительную деятельность и творческие способности личности.

    Общекультурное направление реализуется через кружки «Мир прекрасного», студию «Музыкальная шкатулка».

Основная цель кружка  «Мир прекрасного» – формирование у детей эстетически- художественных ориентиров в познании окружающего мира, умений видеть в нем красоту и развивать свои художественные способности.

Основными задачами кружка являются:

-  развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;

-  ознакомить с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна и архитектуры. 

       Программа кружка «Музыкальная шкатулка» разработана на основе принципа преемственности с уроками музыки, в соответствии с логикой учебного процесса, задачами формирования у младших школьников умения учиться и получать расширенные и углубленные  знания по музыкальному образованию. Отличительная особенность программы – использование нетрадиционных форм организации музыкальных занятий. Введение коллективных форм направлено на развитие музыкально-творческих способностей детей. Сочетание традиционной деятельности с инновационной позволяет достичь планируемых результатов.

Спортивно – оздоровительное направление реализуется через деятельность студии «Волшебный мир танца».

    Основная цель программы студии– развитие двигательной активности творческих и исполнительских способностей обучающихся, воспитания общей культуры средствами хореографии.

    Основными задачами программы студии являются:

-сформировать у детей умения и навыки в различных видах хореографического искусства;

-содействовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся;

-способствовать воспитанию общей культуры;

-развить координацию движений, пластику, физические данные;

-способствовать развитию творческих способностей обучающихся.

Социальное направление реализуется через кружок «Юный пешеход».

Основная цель программы – создание условий для эффективной работы системы по пропаганде безопасности дородного движения и профилактике детского дорожно – транспортного травматизма.

 Очевидны преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов.