Соответствует требованиям к структуре официального сайта образовательной организации (ссылка) Версия для слабовидящих
Дорогие родители!
Если в общении с Вами подросток стал чаще, чем обычно проявлять агрессию, грубить, или напротив уходить от общения, замыкаться в себе, негативно воспринимать окружающий мир, пессимистично относится к своей жизни, следует уделить ему особое внимание. Возможно, что это признаки депрессивного состояние, которое может привести к мыслям о суициде.
Что важно иметь в виду при общении с такими детьми. В рамках кризиса периода взросления подростки могут жаловаться на плохое настроение (депрессивное состояние), вызванное тем, что никто их не понимает, что они одиноки, не имеют собственного «Я» и пр. При сгущении симптомов все это ведет к проявлению сильных депрессивных состояний.
Считается, что суицидом подросток пытается изменить обстоятельства своей жизни: избавиться от невыносимых переживаний, уйти от травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой, нередко это акт отчаяния. Именно у подростков суицидальное поведение может стать подражательным, т.к. они копируют образцы поведения, которые видят вокруг себя, которые им предлагают СМИ. Особенно характерна подражательность для незрелых, поддающихся внушению субъектов.
Выделяют следующие характеристики подросткового возраста, которые затрудняют общение и работу:
- отсутствие мотивации к камим бы то ни было обследованиям своего здоровья;
- склонность отрицать наличие болезненных проявлений или недооценивать их;
- общее отрицательное отношение к официальным учреждениям, авторитетам, миру взрослых;
- сложные отношения подростков с родителями;
- недоверие к тем, кто стремится им помочь (врачам, психологам, социальным работникам).
Профилактика юношеских депрессий заключается не в избегании конфликтных ситуаций, а в создании такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким. Раннее распознавание симптомов депрессии – важный фактор предупреждения непоправимых последствий.
Симптомы депрессии у детей и подростков:
- потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие;
- изменение аппетита и веса тела;
- потеря энергии;
- изменение продолжительности сна;
- изменение психомоторной активности;
- чувство собственной никчемности или вины;
- мысли о смерти;
- социальная замкнутость;
- снижение успеваемости или изменение отношения к школе;
- несвойственная ранее агрессивность;
- соматические жалобы;
- ожидание наказания;
- мысли о смерти.
Должны насторожить слова подростка: «ненавижу жизнь», «всем будет лучше без меня»; «мне нечего ждать от жизни», «они пожалеют о том, что мне сделали», «не могу этого вынести», «я стал обузой для всех», «я покончу с собой», «никому я не нужен», «это выше моих сил».
Очень важным этапом профилактики депрессивных состояний выступает помощь подростку со стороны эмоционально близких и знакомых лиц.
Существуют четыре основных метода оказания психологической помощи подростку, пребывающему в состоянии депрессии:
- активная эмоциональная поддержка подростка;
- поощрение его положительных устремлений;
- обучение социальным навыкам и умениям преодолевать стресс;
- расширение временной перспективы и самопонимания.
Стремясь оказать подростку первичную психологическую помощь, важно соблюдать следующие правила:
- будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
- будьте терпеливы.
Важным в преодолении кризисного состояния подростка является индивидуальная беседа с ним – в беседе важно активное слушание:
- активный слушатель слушает собеседника со всем вниманием, не осуждая его, что дает возможность выговориться без боязни быть прерванным;
- активный слушатель в полной мере понимает чувства, которые испытывает его собеседник, и помогает ему сохранить веру в себя;
- активный слушатель способствует тому, чтобы его собеседник был услышан.
Проводя беседу, следует помнить:
- разговаривать в спокойном месте, чтобы исключить возможность быть прерванным;
- желательно спланировать встречу в свободное время, с большим временным потенциалом;
- в процессе беседы целесообразно не делать еще каких-то дел, не посматривать на часы и пр.
- уделять все внимание ребенку, удобно расположившись напротив, желательно не через стол;
- пересказать то, что ребенок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили;
- дать возможность ребенку высказаться, не перебивая его, и говорить тогда, когда перестанет говорить он;
- говорить без осуждения и пристрастия, произносить только позитивные фразы.
Оказание первой психологической помощи в беседе с подростком
№ |
Если Вы услышите |
Важно сказать |
Никогда не говорите |
1 |
«Ненавижу учебу, класс…» |
«Что происходит, из-за чего ты себя так чувствуешь?» |
«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто лентяй!» |
2 |
«Все кажется таким безнадежным…» |
«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь» |
«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе» |
3 |
«Всем было бы лучше без меня!» |
«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит» |
«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом» |
4 |
«Вы не понимаете меня!» |
«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать» |
«Кто же может понять молодежь в наши дни?» |
5 |
«Я совершил ужасный поступок…» |
«Давай сядем и поговорим об этом…» |
«Что посеешь, то и пожнешь. Раньше надо было думать!» |
6 |
«А если у меня не получится?» |
«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное» |
«Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!» |
Этапы беседы:
Начальный этап – установление эмоционального контакта с собеседником, важно выслушать подростка терпеливо и сочувственно, без критики, т.е. необходимо дать ему возможность выговориться. В результате вы будите восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.
Второй этап – установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Возможно, применить такие приемы, как «преодоление исключительности ситуации»; «поддержка успехами» и др.
Третий этап – совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Применяется: планирование – побуждение подростка к словесному оформлению планов предстоящих поступков; держание паузы – целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.
Завершающий этап – окончательное формулирование плана деятельности, активная психологическая поддержка подростка. Целесообразно применить приемы: «логическая аргументация», «рациональное внушение уверенности».