Соответствует требованиям к структуре официального сайта образовательной организации (ссылка)    Версия для слабовидящих

Возрастные различия в проявлении детской агрессивности

Агрессия  детей младшего возраста. Маленький ребенок, находясь в группе сверстников, старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет желание быть признанным и защищенным. Пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человечек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов.   Особенно легко и быстро агрессия возникает у детей с  органическим поражением головного мозга, социально запущенных, отвергаемых родителями, умственно отсталых. инициатором агрессии часто становятся отдельные дети. Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева.

 

     В отличии от старших  и подростков маленькие дети легко вовлекают в свои конфликты старших- родителей, воспитателей, учителей. В этом случае лучше не торопиться с заступничеством, а предлагать ребенку разобраться самому, т.к. решение проблем за ребенка взрослыми помешает его развитию - он не научится грамотно выходить из конфликтных ситуаций. Справляться со своей агрессией и с агрессией, проявляемой другими в его адрес.

     Младший школьный возраст. Инициаторами являютсягруппировки ребят, агрессивное поведение становится более организованным. Кроме того, дети все чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи взрослых. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта, защищенности, повышения своих возможностей. Следствием этого бывают  исчезновение страха наказания за проявление агрессии.

Для целого ряда детей группа может быть фантазийной. Не имея возможности и навыков общения для того, чтобы влиться в реальную группу, они придумывают себе воображаемых товарищей. Ребята идентифицируются с ними и стараются подражать их поведению.

Подростковая агрессивность. Период с 13-16 лет многие ученые рассматривают как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг с другом влечения: потребность в близости и принадлежности к другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. У ребенка появляется ряд экзестенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих и, утрата целостности мира, несоответствия своего реального Я идеалам. Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки.

Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:

·            Проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт – следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и реализации, либо ломается, спивается, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством.

·            Прятать и подавлять, становится послушным пай-мальчиком, но при этом утрачивать часть энергии, ничего особенного в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде невроза, либо психосоматических заболеваний.

Интересно, что если в одной семье двое детей, особенно подростков одного пола, то  один из них (чаще старший) идет по первому пути, другой по второму.

  Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков:

1. Эндокринный взрыв,  резкое нарастание половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствуещего росту агрессивности.

2. Органические поражения головного мозга – травмы, менингиты и и др

3. Отношение взрослых  -школы, а главное родителей.

Развитию подростковой агрессии родители способствуют двумя основными способами.

А. Эмоциональное отвержение. Отцы чаще отвергают своих детей, особенно сыновей. Они страдают повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и большими переживаниями по поводу своей маскулинности и сексуальных возможностей. Матери провоцируют развитие агрессии реже. Обычно это происходит, когда они либо считают, что дети выросли и должны решать свои проблемы самостоятельно, либо, когда «переживают вторую молодость» и занимаются устройством своих личных дел.

Б. Ужесточение контроля. Родители, (чаще мамы и бабушки) стремятся контролировать каждый шаг своего ребенка. Нормальные юноши и девушки, которым не дают превратиться в самостоятельную личность,  превращаются в бунтарей. А поскольку ума и опыта для конструктивного бунта недостаточно, то молодые люди совершают асоциальные или абсурдные поступки, алкоголизируются и вообще творят то, чего так боятся мамы и бабушки. Кстати, интересно, что наказывают агрессивных подростков чаще матери, чем отцы.

Конфликтуя с родителями, подростки обычно переносят свою агрессивность на лиц, архетипически  им соответствующих, - учителей, врачей, психологов и др. некоторые распространяют свой перенос и на сверстников, поведение которых. По их мнению, сходно с поведением взрослых. А поскольку со временем все их сверстники взрослеют, то они сужают круг общения до более молодых ребят, тем более, что проявлять свою агрессию среди них  более безопасно.

Какие же дети вырастают агрессивными наиболее часто?

Мальчики:

А. «Кумиры семьи», выросшие без отцов в сплошном женском окружении. ( М.Ю. Лермонтов.Воспитывался бабушкой и ее окружением, большая часть которого была представлена женским полом. Мальчик вырос великим поэтом, но при этом довольно возбудимы, упрямым и неуступчивым человеком, склонным к конфликтам.

Б. Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой уступчивой непоследовательной  матерью. Используя механизм идентификации с отцом, подросток будет противостоять всему, в том числе и самому отцу. И если тот мальчишку не сломает, то он вырастет таким же жестоким и авторитарным. (Сталин )

Девочки:

А. В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком. Уступчивом отце. Срабатывает механизм идентификации с матерью. (яркие примеры – сестры главных героинь в «Золушке» и «Морозко». Родные матери девочек – властные, самолюбивые, напористые до грубости. Мамаши находились в повторном браке за слабыми, вялыми спокойными, уступчивыми мужчинами. Наблюдая поведение матерей девочки тоже приобрели черты агрессивности, грубости, конфликтности.).

Б. Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессия служит механизмом выживания. (Пеппи-Длинный Чулок).

 

Коррекционная работа

На всех этапах совместной работы поведение специалиста является ведущим источником подкрепления позитивных изменений в поведении ребенка, а его личность – основным инструментом в его профессиональной деятельности. Считается, что медики, психологи, проявляющие высокий уровень таких качеств как эмпатия, внимание, бескорыстная сердечность и искренность, работают более эффективно.

С первого же этапа специалист должен стремиться создать атмосферу доброжелательности, оптимизма, непосредственности, искренности и доверия. Наивысшие профессиональное искусство состоит в том, что он должен наладить с ребенком теплые, дружественные (с подростком –партнерские) отношения, но при этом сохранить определенную дистанцию с ним.  Это позволяет избежать зависимости ребенка от умного старшего товарища и повысить ответственность ребенка за свои агрессивные реакции.

Наиболее легко устанавливается контакт с  детьми 6-11 лет, у которых все еще сильны свойственные этому возрасту механизмы внушаемости и идентификации. Подростки старше 12 лет относятся 

К специалистам, как и ко всем взрослым, настороженно и поэтому требуется больше времени для установления контакта.

     Т.к. подростки и дети  переносят на специалистов враждебность, страх и недоверие, которые чувствуют ко всему окружающему миру.

     Затруднение в общении возникают не только из-за того, что ребенок недополучил любви в детстве, но и потому, что у него уже выработались взгляды на отношение взрослых к детям. Поэтому проявление положительных эмоций со стороны взрослых вызывает тревогу и страх перед зависимостью.

     Поэтому не нужно удивляться , что в ответ на сердечность и доброжелательность и заинтересованность агрессивный ребенок ответит тревогой, недоверием или даже гневом. Частичное его враждебное или провакационное  поведение является сознательной или бессознательной проверкой искренности отношения взрослого человека. Дети могут хамить, агрессировать, проявлять раздражительность или сарказм, выдвигать нереалистические требования. Если  они встречают ответную жесткость, то градус агрессивности повышается. После периода неистовой агрессии у них проявляется чувство признательности к взрослым, которые терпели их роазнузданность, возрастает чувство ответственности за свое поведение.

      Можно добиться большего успеха, если специалист не давит на ребенка, не выясняет, что и почему произошло, не требует от него самоанализа и информации о поведении других.

     После установления контакта проводится коррекционная работа, в ходе которой происходит формирование системы сомоограничения и самодисциплины, то есть внутреннего сомоконтроля.

     В ходе общения с ребенком  на этом этапе категорически запрещается: (А.И.Захаров):

1. Навязывать свое мнение и оценки ребенку и его родителям.

2. Не учитывать психофизиологические и характерологические особенности ребенка: пытаться изменить его темперамент, «переделывать» на свой вкус черты характера, чувствительность и эмоциональность и пр.

3. Делать ребенка  единственно ответственным за результаты коррекции (хотя он должен нести свою долю ответственности).

После установления контакта и доверительных отношений можно переходить к следующему – этапу отреагирования гнева, чтобы дать свободу истинным чувствам . Ребенок не пройдя    через эту стадию будет сопротивляться дальнейшей работе и скорее всего потеряет доверие специалиста. (см. Рецепты избавления от гнева).

     Только после этого можно переходить к работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, чувства других людей, осознание ребенком неконструктивности проявления агрессивных чувств, обучение способам грамотного выражения агрессии и снятия эмоционального напряжения, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях

 

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.

Экстренное вмешательство нацелено на уменьшения или избегание   агрессивного поведения в напряженных конфликтных ситуациях.

1.Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и обьяснима. Можно использовать следующие виды стратегии:

·            Полное игнорирование реакций ребенка

·            Выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно»)

·            Переключение внимания, предложение какого либо задания (помоги, мне пожалуйста, ….)

·            Позитивное обозначение поведения (ты злишься, потому что ты устал»)

Так как агрессия естественна для людей то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны взрослых. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2.    Акцентирование внимания на поступках. А не  на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. критические высказывания вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

     Анализируя поведение  важно ограничиться обсуждением только конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды и он будет не в состоянии критично оценивать свое поведение . Вместо чтения морали, лучше показать ему негативные последствия его поведения, показав, что агрессия больше вредит ему самому. Очень важно указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

     Один из важных путей снижения агрессии – установление обратной связи с ребенком:

·            Констатация факта (ты ведешь себя агрессивно)

·            Констатирующий вопрос (ты злишься?)

·            Раскрытие мотивов агрессивного поведения (« ты хочешь меня обидеть?», (ты хочешь показать свою силу?)

·            Обнаружение своих собственных чувств по отношению к не желательному поведению (Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит)

·            Апеляция к правилам (мы с тобой договорились)

Ребенок должен понять, что его принимают, но против того как он поступает.

 

3.    Контроль над собственными негативными эмоциями.

В ситуации взаимодействия с агрессивными детьми взрослые должны контролировать свои негативные эмоции. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции – раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Здесь нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивного поведения ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком. 

4.    Снижения напряжения ситуации

Основная задача взрослых, сталкивающихся с детско-подростковой агрессией – уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

·            Повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

·            Демонстрация власти (учитель здесь пока еще я)

·            Крик, негодование

·            Агрессивные позы и жесты: сжатая челюсть, разговор сквозь зубы.

·            Сарказм, насмешки, высмеивание передразнивание

·            Негативная оценка личности ребенка или его родителей. Близких, друзей

·            Использование физической силы

·            Втягивание в конфликт посторонних людей

·            Непреклонное настаивание на своей правоте

·            Нотации, проповеди, чтение морали

·            Наказания или угрозы

·            Обобщения типа: «Вы все одинаковые», «ты как всегда …», «Ты некогда не..»

·            Сравнение ребенка с другими детьми – не в их пользу

·            Команды, жесткие требования, давления

·            Оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, нон возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

 

5.    Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии, не нужно, этим стоит заняться только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцедента необходимо провести ака можно скорее. Лучше это делать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье. Во время разговора важно сохранять спокойствие и обьективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но И прежде всего для него.

 

6.    Сохранение  положительной репутации ребенка.

Ребенку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого любой ценой. Закрепившись за ребенком негативная репутация и ярлык они становятся самостоятельной побудительной силой.

 Для сохранения положительной репутации целесообразно

·            Публично минимизировать вину подростка (ты неважно себя чувствуешь)

·            Ты не хотел его обидеть

·            Не требовать полного подчинения, позволить подростку выполнить ваше требование по-своему

·            Предложить компромисс, договор со взаимными уступками

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедлено выполнил то, что ему сказали, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

 

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения

При проявлении агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма – бороться за власть или разрешить ситуацию мирным способом.

Поведение,   взрослого позволяющее показать образец конструктивного поведения в конфликтной ситуации, включает:

·            Нерефлексивное слушание

·            Пауза, дающая ребенку возможность успокоиться

·            Прояснение ситуации наводящими вопросами

·            Использование юмора

·            Признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения, главное условие – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

 

 

Посетители

Яндекс.Метрика