Соответствует требованиям к структуре официального сайта образовательной организации (ссылка) Версия для слабовидящих
«Самая страшная из грозящих нам катастроф – это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества, сколько антропологическая – уничтожение человеческого в человеке».
Ю.А.Шрейдер
Проблема толерантности приобрела особую актуальность в пятидесятые годы XX века после осознания последствий фанатизма и ненависти, итогов Второй мировой войны. Однако окончание холодной войны принесло увеличение числа социальных, религиозных и культурных конфликтов. Многие из них приобрели вид полномасштабных вооруженных столкновений. В связи с повсеместным ростом нетерпимости, которая является одной из причин большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний, призыв ООН создать «культуру толерантности», утвердить толерантность в качестве внутренней установки каждого человека является неоспоримым доказательством всеобщего признания ценности и необходимости толерантности для развития и гуманизации цивилизованного общества. Благодаря инициативе ЮНЕСКО, с девяностых годов двадцатого века, проблема толерантности приобрела международный масштаб.
Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.
На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”
А вот что значит это слово на разных языках мира. В испанском – способность признавать отличные от своих идеи или мнения. Во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. В английском – готовность быть терпимым. В китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. В арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Правила толерантного общения:
· Уважай собеседника.
· Старайся понять то, о чем говорят другие.
· Отстаивай свое мнение тактично.
· Ищи лучшие аргументы.
· Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
· Стремись учитывать интересы других.
Правила управления конфликтом:
· 1.Не прерывайте. Слушайте.
· 2. Не делайте предположений.
· 3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.
· 4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит всех.
· 5. Закончите на позитивной ноте.
Семья – тот институт воспитания, в котором закладываются основы нравственности человека, формируются установки на взаимоотношения с окружающими и корректируются оценки своих действий и поступков. Естественно, школа имеет большой воспитательный потенциал, но семья и индивидуальные особенности ребенка – это две основные детерминанты социального становления человека.
Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников
В настоящее время, наряду с исполнением традиционных функций семьи, связанных с рождением и воспитанием ребенка и решением повседневных проблем, семья призвана сыграть большую роль как надежная психологическая “ниша” с целью выживания человека в трудных и быстро меняющихся условиях современной жизни.
Данные, полученные учеными во многих странах мира, свидетельствуют о том, что семейный климат имеет существенное значение в профилактике негативных социальных явлений.
С семьей тесно связано психическое и физическое здоровье человека. Крепкая, благополучная семья, в которой присутствует толерантность во взаимоотношениях детей и родителей, имеющая хорошие традиции является основой, которая нейтрализует отрицательное воздействие среды на ребенка. К примеру, отрицательное влияние средств массовой информации на психику ребенка, пропаганда насилия, жестокости сеет зерна, которые могут прорасти, если для этого имеется благоприятная почва, то есть проблемная, конфликтная, семья, или, наоборот, нейтрализоваться благополучной семейной обстановкой, пониманием и вниманием со стороны родителей.
По данным исследования, ученных 98.2% детей в благополучных семьях не проявляют резких изменений поведения, не совершают асоциальных поступков в ответ на негативную информацию, идущую с экранов телевизоров, интернета, страниц журналов и газет. Интересующие вопросы и возникающие проблемы эти дети решают в семье или совместно с родителями находят выход из складывающейся ситуации. На вопрос: “К кому ты в первую очередь обратишься за помощью?” у данной категории детей 83% ответов: “К родителям”. “Почему именно к родителям?” – на такой вопрос дети отвечают: “Родители поймут, помогут, не будут морализировать, подскажут, как правильно поступить, и т.д.”. Таким образом, с уверенностью можно сказать, что между детьми и родителями в таких семьях сложились толерантные взаимоотношения. Естественно встает вопрос – что собой представляет воспитание культуры толерантности у родителей и детей.
Толерантность – понятие сложное и многоаспектное. Рассматривая толерантность во взаимоотношениях между членами семьи, в качестве одной из характеристик толерантных отношений можно выделить активное отношение между ее членами на основе взаимного уважения и поддержки. Часто между детьми и родителями возникают конфликты по поводу того, что взрослые никак не хотят признать за ребенком право на свободу в действиях и поступках, в выборе идеалов, право на то, чтобы быть самим собой, отличаться от родителей, они не хотят принимать своего ребенка таким, каков он.
Существует и другая крайность во взаимоотношениях детей и родителей – это безразличное отношение взрослых к взглядам, интересам, увлечениям детей, их действиям и поступкам. Она также негативно сказывается на процессе социального становления растущего человека.
Рассмотрев такие взаимоотношениях детей и взрослых, можно сказать, что взрослые не видят перспектив складывающихся взаимоотношений с детьми, не оценивают степень их влияния на формирование и развитие ребенка. Таким образом, толерантность во взаимоотношениях детей и взрослых предполагает способность взрослых членов семьи видеть перспективу воздействия складывающихся взаимоотношений на ребенка.
Следующей характеристикой толерантности во взаимоотношениях детей и взрослых является, отказ взрослых от монополии “знания истины” при решении возникающих проблем и вопросов. Когда мы говорим о толерантности во взаимоотношениях детей и взрослых, то не имеем в виду отказ со стороны взрослого от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность во взаимоотношениях между членами семьи предполагает сочетание устойчивости как способности детей и взрослых реализовать свои личные позиции с гибкостью – как способности с уважением относиться к позициям и ценностям других членов семьи.
Еще одной характеристикой толерантности во взаимоотношениях детей и родителей является совместный анализ действий и поступков членов семьи. Обсуждаются и даются оценки не только ребенку, его личностным качествам, действиям и поступкам, но также личностным особенностям и поступкам взрослых членов семьи.
Выделив основные характеристики толерантных взаимоотношений детей и родителей, хотелось бы подчеркнуть их значимость для воспитания подрастающего поколения. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка благополучным и успешным, комфортно чувствующим себя в социальной реальности, и, конечно, каждый хочет, чтобы его ребенка не коснулись проблемы асоциального поведения, наркомании, алкоголизма и так далее; но часто мы, родители, забываем основную аксиому педагогики, которую сформулировал еще К.Д.Ушинский и которая заключается в том, что личность формируется личностью, а характер – характером.
Толерантность во взаимоотношениях родителей и детей и будет тем непроизвольным фактором, который окажет влияние на формирование толерантности как личностного качества ребенка.