Соответствует требованиям к структуре официального сайта образовательной организации (ссылка) Версия для слабовидящих
Детские страхи
Страх есть беспокойство души при мысли о
будущем зле, которое, вероятно, на нас обрушится
Джон Локк
Есть одна восточная сказка о человеке, которого преследовали демоны, как он считал. В панике бежал он день и ночь, пока обессиленный с диким взглядом не повернулся лицом к своим мучителям. К его изумлению, ужасные демоны тут же исчезли. Ведь на самом деле был только страх, созданный воображением человека. Ребёнку пока ещё трудно «повернуться лицом к демонам, бегущим за ним по пятам». Но за него это могут сделать взрослые. Но прежде чем это делать, необходимо разобраться в феномене страха. Что же это такое?
Тревожность и страх детей - прямые следствия напряженности нашей жизни. Их симптомы проявляются все у большего количества жителей Земли. Следует четко различать понятия: тревога, тревожность, страх.
Тревога - ощущение конкретной неопределенной угрозы, неясное чувство опасности, страх неизвестно чего. Тревожность - эмоциональное состояние, особенность характера или черта личности. Что вызывает детскую тревожность? Психологи считают, что обычные детские страхи. И это главная причина. Поэтому в этой статье мы будем анализировать именно детские страхи. Что же такое страх?
Страх – эмоционально – насыщенное ощущение беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия.
Страх – эмоция, которая может возникнуть уже в период новорожденности. В возрасте после пяти месяцев у детей возникает страх при встрече с незнакомыми людьми, при виде необычных предметов, при необычной ситуации.
В 2-3 года дети обычно боятся животных.
После 3 – темноты. Появление страха темноты совпадает по времени с развитием сферы воображения ребенка. Дети иногда боятся персонажей из сказок (Бабы-яги, Кощея, Серого Волка). Почему? Не отделяют вымысел от реальности.
В 6-7 лет дети боятся пожаров, животных, несчастий с близкими, катастроф.
В 8 лет некоторые дети боятся умереть или боятся смерти близких. Это детские страхи обычно являются возрастными.
Специалисты подчеркивают, что страхи не являются однозначно вредными для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ребенку и взрослому человеку ориентироваться в окружающей его социальной среде и предметах:
* страх защищает нас от излишнего риска при переходе улицы;
* мы не стремимся выйти на улицу после 23 часов;
* плохо плавающий из-за страха утонуть не отплывает далеко от берега;
* страх во время грозы заставляет нас открыть все окна и порой даже сидеть в коридоре между стенами и т.п.
Таким образом, страх регулирует деятельность, поведение человека, уводит его от опасностей. В этом проявляется «охранительная» функция страха.
Помимо того, что страх помогает строить поведение, он является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики. Подобно тому, как организму нужны соль, сахар, так и психика нуждается в неприятных, даже «острых» эмоциях. Часто дети вызывают у себя эмоцию страха, что подтверждает существование у ребенка потребности в переживании страха.
Вечером в лагере дети в темноте очень тихо рассказывают страшные истории, причем с острым эмоциональным завершением. За этим следуют «ужасные крики», смех и высвобождение психической энергии, направленной на разрушение агрессии.
Продолжение следует…