Соответствует требованиям к структуре официального сайта образовательной организации (ссылка) Версия для слабовидящих
Профилактика детского насилия и буллинга в школе.
На протяжении многих лет исследуется проблема насилия и агрессии. Масштаб данных явлений не перестает удивлять. На проблему насилия среди учеников все чаще обращают внимание учителя в школе. Эта жесткость принимает различный характер и схожа с такими проблемами, как «дедовщина» в армии. У нас «дедовщину» в школе называют травлей. В США этому явлению дано определение буллинг, именно таким новым термином окрестили старое, можно сказать, вековое явление: детская жестокость, агрессивность. К сожалению, в новом веке это явление приобрело особую актуальность. Проблема насилия в детских коллективах серьезно тревожит педагогов.
Одни называют буллингом серьезные акты агрессии, а другие - любые угрозы и оскорбления, без которых не обходится даже самое миролюбивое человеческое сообщество.
В средствах массовой информации все чаще и чаще стали появляться сообщения о негативной ситуации в школах. Постоянно нам говорят о том, как дети издеваются над одноклассниками и учителями. То, что нам показывают по телевизору или пишут в газетах только вершина айсберга. Основная его часть остается не доступной массам или появляется только в интернете. Стоит ввести в поисковой строке, например «драки в школе» как нашему вниманию предстает результат в 6 миллионов страниц. При этом выскакивает довольно много роликов, где показано, как дети избивают друг друга или учителей. Эта проблема хоть и довольно широко освещается, но реальных действий к ее предотвращению не наблюдается.
До недавнего времени данная проблема изучалась в основном на контингенте мальчиков, поскольку было прочно укреплено положение, что представители мужского пола более агрессивны по сравнению с женским полом. Однако, в последнее время ситуация существенно меняется, девочки все чаще демонстрируют агрессивные формы поведения. Дети, которые подверглись травле, получают психологическую травму различной степени тяжести, что приводит к тяжёлым последствиям вплоть до самоубийства.
В последнее время появилась новая разновидность школьного буллинга - кибербуллинг, т.е. жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства.
Социальная структура буллинга, как правило, включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя.
Каждый ученик может стать жертвой буллинга, и в этом он будет не виноват. Жертва рассматривается обидчиками как белая ворона. Ребенок может быть впечатлительным, экспансивным, бездеятельным, либо подвергаться принуждению в домашних условиях, либо быть иной расы, религиозных воззрений, культурных предпочтений - все это повод к тому, что он может стать жертвой буллинга. Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:
физические недостатки. Детей с физическими недостатками - носящих очки, имеющих сниженный слух или с нарушениями движений, то есть тех, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя - обижают гораздо чаще;
особенности поведения. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети или дети с импульсивным поведением. В какой-то мере гиперактивные дети бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко проникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и получают «ответный удар». Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко и теми и другими одновременно.
особенности внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;
плохие социальные навыки. Есть дети, у которых не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению с детьми, у которых социальные навыки развиты в соответствии с их возрастом, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают роль жертвы. Принявший роль жертвы смиряется с ситуацией как с неизбежностью, часто даже внутренне находит оправдание насильнику: «...ну, значит, я такой, стою этого, заслужил это»;
страх перед школой. Он чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх индуцируется от родителей, у которых самих были проблемы в школьном возрасте. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице и плохих оценках. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче станет объектом для издевок одноклассников;
отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети). Дети, не посещающие до школы детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами в общении. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад;
болезни. Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, заикание, энурез (недержание мочи), нарушения речи - дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению чтению) и т. д.;
низкий интеллект и трудности в обучении. Низкие способности детерминируют и более низкую обучаемость ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Я не справлюсь. Я хуже других» и т. д. Низкая самооценка в одном случае может способствовать формированию роли жертвы, а в другом - насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.
Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), ученые отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.У них достаточно низкий социометрический статус, помогая «преследователям», они не добиваются уважения в классе. «Помощники» очень зависимы, благодаря чему их подчиняют «преследователи», но одновременно они и достаточно авторитарны, что создаёт у них внутренний дискомфорт. По активному прямому буллингу, самые высокие показатели именно у «помощников», так как часто именно они обзывают, бьют, а «преследователи» лишь выбирают цель и продумывают план.
Чаще всего жертвы буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Дети, ставшие жертвами буллинга, проявляют следующие особенности поведения: притворяются больными, чтобы избежать похода в школу; боятся одни идти в школу и из школы, просят проводить их на уроки, опаздывают; поведение и темперамент меняются; явные симптомы страха, заключающиеся в нарушениях сна и аппетита, ночном крике, энурезе, заикании и нервном тике, нелюдимости и скрытности; обнаружение рваной верхней одежды или поврежденных вещей; частые просьбы дать денег, воровство; снижение качества учебы, потеря интереса к любимым занятиям; постоянные ссадины, синяки и другие травмы; молчаливость, нежелание идти на разговор.
Посоветуйте вашему ребёнку,
для того чтобы не попадать в группу риска по школьному буллингу:
§ не показывать своё превосходство над другими;
§ не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода;
§ не хвастаться ни своими успехами, ни своими электронными игрушками, ни своими родителями;
§ не игнорировать решения класса, если они не противоречат его нравственным нормам (не плыть против течения своего коллектива);
§ не давать повода для унижения чувства собственного достоинства;
§ не демонстрировать свою физическую силу;
§ не показывать свою слабость;
§ своим даром, увлечениями надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать от себя;
§ одарённость вашего ребёнка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учатся вместе, а не завидовали ему.
Нужно:
§ отыскать себе друга, среди одноклассников, а ещё лучше несколько настоящих друзей;
§ найти общий язык с каждым учеником в классе;
§ приглашать одноклассников в гости;
§ научиться уважать мнение своих одноклассников;
§ не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками;
§ научиться проигрывать и уступать, если он, в самом деле, не прав.
Что конкретно могут сделать родители,
чтобы повысить авторитет своего ребёнка в кругу одноклассников:
§ научить не бояться своих одноклассников, у которых тоже есть проблемы;
§ наладить родителям контакты с учителями и одноклассниками;
§ участвовать в классных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители;
Если профилактические меры не помогли
и ваш ребёнок оказался жертвой буллинга, родители должны:
§ прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним;
§ убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;
§ сообщить об этом учителю и школьному психологу;
§ сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;
§ если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу;
§ при сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу.