Соответствует требованиям к структуре официального сайта образовательной организации (ссылка) Версия для слабовидящих
Опять «двойка»!
В данной статье мы попытаемся понять, стоит ли делать трагедию из-за плохих оценок ребенка, по каким причинам дети становятся «двоечниками», и что можно сделать, чтобы им помочь.
«Двоечник» - неуспевающий ученик учебного заведения, который имеет по крайней мере один или больше учебных предметов, сданных на оценку «неудовлетворительно». «Двойка» (по 5-балльной системе оценки знаний) ставится за невыполнение учебного задания. Причины, по которым учащиеся становятся неуспевающими, «двоечниками», достаточно разнообразны.
Социальные причины
Социальная среда, в которой воспитывается ученик. Чаще всего «двоечниками» становятся дети из неблагополучных семей.
Низкий уровень жизни родителей. Родители вынуждены всё своё время уделять зарабатыванию средств на существование, а на воспитание и обучение собственных детей времени у них не остаётся.
Тяжёлая социально-психологическая обстановка в школе, классе, негативное отношение со стороны учителей.
Особенности домашнего воспитания. Дети, которым было всё дозволено в домашних условиях, не могут приспособиться к школьной дисциплине.
Систематические прогулы занятий.
Лень. Наиболее частой причиной лени, по мнению К.Ушинского, является «прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка».
Отсутствие возможности индивидуального подхода к личности обучаемого.
Отношение к ученику: чаще всего это эмоциональное отвержение ребенка со стороны учителя или родителя.
Наследственность
Врождённые (неблагоприятная наследственность, врождённая неспособность к умственному труду) или приобретённые заболевания.
Медлительность, вызванная особенностями характера, или задержкой в развитии, или прочими факторами. Таких учащихся иногда оскорбительно называют тугодумами.
Чрезмерная робость, стеснительность, неуверенность в себе.
Нестандартность. В эту группу могут попасть и вундеркинды, которые по разным причинам выпадают из процесса обучения.
Заболевания, приводящие к выключению из учебного процесса
Отставание в развитии от своих сверстников. Таким учащимся трудно соответствовать требованиям, предъявляемым к «среднему» ученику.
Слабое здоровье. Хронические заболевания, нарушения зрения, заболевания центральной нервной системы затрудняют адаптацию ученика в школе, снижают мотивацию к повышению успеваемости. Причиной плохих оценок может стать авитаминоз.
Рекомендации родителям неуспевающих учеников
Внимательно просмотрите список причин, по которым дети становятся неуспевающими. Попытайтесь определить, какая причина действует в вашем случае.
Побеседуйте со своим ребенком, постарайтесь избегать в беседе угроз, оскорблений, запугиваний, наказаний. Ваша задача - выяснить совместно с ребенком причину неуспеха в школе. Выскажите свои чувства относительно его оценок: «мне грустно от того, что в твоем дневнике появляются «двойки», «мне страшно, что в дальнейшем это скажется на твоем будущем», избегайте оценок личности «ты тупой, что ли?», больше говорите о своих переживаниях.
Организуйте встречу с классным руководителем вашего ребенка и с учителем, по предмету которого у вашего ребенка присутствуют «двойки». Спросите мнение учителей о способностях вашего ребенка, о возможностях дополнительных занятий, попросите посоветовать вам литературу, изучая которую, ваш ребенок сможет восполнить пробелы в образовании. Узнайте их соображения на счет причин неуспеваемости вашего ребенка.
Помните, что оценки, конечно, это важно, однако важнее чувства вашего ребенка, ваша любовь к нему. Многие известные люди были «двоечниками» - Уинстон Черчилль, Владимир Маяковский, Антон Чехов, Лев Толстой и многие другие. В случае, если вы знаете, что ваш ребенок умен, сообразителен, а оценки этого не отражают, помните о том, что школа – только начало жизни. Успокойтесь сами, не наводите панику и это, скорее всего, отчасти снимет напряжение с вашего ребенка.
Занимайтесь общим интеллектуальным развитием вашего ребенка, показывайте ему пример. Ходите в музеи, театры (конечно, выбирайте те выставки и постановки, которые интересны вашему ребенку и адекватны его возрасту), рассуждайте с ребенком на интересные вам обоим темы, читайте книги сами и советуйте литературу своему ребенку, не ограничивайте общение со своим ребенком только бытовыми вопросами и обязанностями.
Расскажите ребенку о том, как вы учились в школе. Если «двойки» у вас тоже были, расскажите, почему и как вы с этим справились или как это повлияло на вашу жизнь. Если же «двоек» не было, объясните ребенку, как вы этого добились.
Дайте понять ребенку, что вы – его поддержка, вы поможете ему справиться с неудачами и вместе найдете выход. Это в дальнейшем будет способствовать тому, что ваш ребенок будет обращаться за помощью именно к вам.
Верьте в себя и своего ребенка, любите его таким, какой он есть.
Педагог-психолог Хромова О.П.