Соответствует требованиям к структуре официального сайта образовательной организации (ссылка) Версия для слабовидящих
Особенности развития личности 12-15 лет
(переходный возраст)
Как часто мы слышим комментарий: «это переходный возраст» в связи с проблемным поведением ребенка, поведением, которое нас расстраивает, пугает, оскорбляет, вызывает тревогу за его будущее и свое эмоциональное состояние.
Что же такое переходный возраст, стоит ли ждать его с опасением или вообще не замечать? Сам термин, как нельзя лучше, раскрывает суть этого явления. Переходный – переход, словно мостик между двумя крутыми берегами, этот путь очень непрост: человек, словно теряет прочную опору под ногами, он не знает, что ждет его впереди. Но человек надеется, верит и, несмотря ни на что, идет в свое будущее.
Как бы ни был труден переход, он рано или поздно закончится, и переходный возраст станет лишь воспоминанием, когда человек ступит на твердую землю, обретет уверенность и поймет себя и мир.
А пока человек в пути, ему нужны наша поддержка и понимание.
Специфика социальной ситуации развития, в которой находится ребенок:
- начало перехода от детства к взрослой жизни;
- стремление отстоять свою независимость;
- вызов взрослым, проверка установленных норм;
- дисгармония отношений: стремление влиться в группу и острое одиночество.
Внешние факторы, влияющие на развитие:
- изменения в организации учебной деятельности (многопредметность);
- отсутствие единой системы требований;
-появление новых требований в виде помощи в различных, в том числе хозяйственных, бытовых делах.
Внутренние (биологические) факторы:
- физиологическое неравномерное переустройство трех основных систем: гормональной, кровеносной, костно-мышечной, что ведет к обострению чувства беспокойства и тревоги
Внутренние (психологические) факторы:
- развитие самосознания, «Я-концепции» (выделение своих положительных качеств из поступков, их осмысление как определенных качеств своей личности. Часто встречающаяся проблема – неспособность видеть свои положительные черты, неумение опираться на сильные стороны своей личности;
- половая идентификация;
- абстрактное мышление.
Доминанты:
- повышенный интерес к себе, эгоцентризм;
- направленность на будущее (настоящее менее значимо);
- установка на сопротивление, преодоление препятствий, в том числе в виде нарушения правил и норм;
- тяга ко всему рисковому, героическому, жажда приключений.
Ведущий вид деятельности
Социально-значимая деятельность, которая реализуется через:
- учение;
- общение (преобладает, выходит на первый план, влияние группы становится колоссальным, через общение в группе сверстников закладываются социальные нормы);
- общественно-полезный труд, который ведет к формированию активной социальной позиции.
Важно понимать, что в это период проявляются акцентуации (особенности характера) в ярко выраженной форме.