Соответствует требованиям к структуре официального сайта образовательной организации (ссылка) Версия для слабовидящих
Единый государственный экзамен - это уже привычная реальность в нашем образовательном пространстве, а особенности подготовки к ЕГЭ - это поле деятельности не только психологов, но и всех участников образовательного процесса.
Высока значимость работы с отдельными ребятами, относящимися к различным группам риска в ситуации подготовки и сдачи ЕГЭ. Данная классификация детей в группы риска имеет исключительно прикладной характер.
В процедуре проведения ЕГЭ определение стратегии деятельности становится ключевым моментом, поскольку это во многом определяет конечный результат. На выбор стратегии оказывает влияние множество факторов. Например, может зависеть от уровня притязаний, учебных достижений, особенностей личности….
Как эти знания можно использовать при подготовке к ЕГЭ???
Вот, несколько групп ребят, которым приходится испытывать наибольшие трудности, при подготовке к ЕГЭ и на самом экзамене.
ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ И НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ
Краткая психологическая характеристика
Для тревожных детей учебный процесс связан с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую учебную ситуацию, как опасную. Тревожные дети обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
Проблема неуверенных детей в том, что они склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: сами себе не доверяют. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.
На этапе подготовки особенно важно работать в спокойной, эмоционально комфортной обстановке.
Неуверенному лучше выбрать тип задания самому, учиться принимать решение.
Во время проведения экзамена МОБИЛИЗИРОВАТЬ свои внутренние ресурсы. «Верить в свои собственные силы»
ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И «ОТЛИЧНИКИ»
Краткая психологическая характеристика
Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, абыть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.
Казалось бы, какие здесь могут быть трудности? ЕГЭ для данной категории детей — это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее — враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них — это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.
На этапе подготовки очень важно осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе выбирать тренировочные упражнения, а не делать все подряд.
АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ
Основная характеристика астеничных детей — высокая утомляемость, истощаемость. При утомлении у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок.
На этапе подготовки особое внимание обратить наоптимальный режим работы, нужно создать условия исключающие переутомление: необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Поддержать свои силы с помощью витаминов или травяных сборов.
Во время экзамена астеничным детям требуется несколько перерывов. По возможности, организовать себе несколько коротких «перемен».
«ЗАСТРЕВАЮЩИЕ» ДЕТИ
Краткая психологическая характеристика
Таких детей характеризует низкая подвижность, они струдом переключаются с одного задания на другое. Они основательны и зачастую медлительны. Еще одна их особенность заключается в том, что им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше.
На этапе подготовки необходимо тренировать навык переключения, вполне реально научиться пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: «Мне нужно ответить на 5 вопросов за 10 минут. Значит, на каждый вопрос я могу потратить не более 2 минут» и поставить перед собой песочные часы. Такие упражнения помогут развивать умение переключаться.
Во время экзамена стараться рационально использовать отведенное время. Ни в коем случае нельзя торопиться, но нужно четко знать, сколько времени можно потратить на выполнение определенных заданий.
ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ
Краткая психологическая характеристика
Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности.
На этапе подготовки очень важно не пытаться изменить темп деятельности, а развивать навыки самопроверки: по завершении работы самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Необходимо осознать важность ситуации экзамена.
Во время экзамена Основной принцип: «Сделал — проверь».
ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ (левши)
Правополушарными людей называют условно, ведущим у них, как у всех людей, является левое полушарие, но у некоторых значительно повышена активность правого полушария. У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление.
На этапе подготовки важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками.
Во время экзамена правополушарным детям имеет смысл начинать работу с заданий где требуется развернутый ответ (к заданиям типа В и С), а уже потом переходить к простейшим тестам (заданиях типа А). Им это будет проще.
Вторая проблема, с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, - это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них - правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи.
Однако гармонию можно восстановить или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие - правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.
Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг».
Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «X», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.