Соответствует требованиям к структуре официального сайта образовательной организации (ссылка)    Версия для слабовидящих


Первая помощь ребенку в кризисной ситуации (рекомендации родителям)

Кризис - это состояние, в котором человек воспринимает происходящее или ситуацию как непреодолимую тяжесть. Это ситуация, в которой превышаются возможные силы человека приспосабливаться к ситуации, и в которой нет возможности разрешить проблему обычными способами.  Кризисные ситуации – это природные катастрофы, несчастные случаи или преступные действия, в результате которых необходима дополнительная помощь (полиции, скорой помощи и др.

 

Реакция ребенка на кризисную ситуацию

§  Многих родителей беспокоит  то, как дети  реагируют на кризис или несчастный случай, и при этом они не знают, как  помочь. В кризисной ситуации чаще всего меняется поведение ребенка, это может выражаться в возращении к поведению, которое было характерно ребенку на более ранних возрастных этапах (регрессия).

§  Очень важно отметить (знать), что в большинстве случаев это нормальная реакция на ненормальную ситуацию.

§  Дети «перерабатывают» травму медленнее, чем взрослые; реакция на травму зависит от возраста ребенка и его особенностей развития.

 

6-ти – 10-ти летние дети

§  Могут использовать травматическую ситуацию в своих играх или выборе игрушек;

§  Могут уменьшиться способности к концентрации;

§  Могут появиться радикальные изменения в поведении ребенка;

§  Могут начать фантазировать о произошедшем со «спасением» в конце;

§  Может усилиться склонность  скрытности;

§  Могут возникать трудности в контроле своего поведения;

§  Может проявиться  поведение, которое было характерно ребенку в более раннем возрасте.

 

10-ти – 12-ти летние девочки, 12-ти – 14-ти летние мальчики

§  В отношениях могут вести себя по-детски (инфантильно);

§  Могут выражать сильную злость на нечестность произошедшего;

§  Могут выражать беспокойство или эйфорию по поводу выживания;

§  Могут увидеть символическое значение (знаки) происходившего до несчастья и присоединить символические причины выживания после несчастного случая;

§  Могут подавлять свои мысли и чувства, чтобы избежать конфронтации с несчастьем;

§  Могут проявиться психосоматические заболевания.

 

12 / 14-ти – 18-ти летние юноши и девушки

§  Могут чувствовать злость, стыд, предательство и выражать эти чувства через «дурашливое» поведение в школе;

§  Выживание может формировать у них «чувство бессмертия»;

§  После травмы часто продуманны и осторожны в своих реакциях к другим;

§  Могут возникнуть нарушения сна и приема пищи;

§  Может проявиться депрессия;

§  Могут терять контроль над своими импульсами, и, таким образом, стать угрозой для себя и других;

§  Могут начать употреблять алкоголь и наркотические вещества;

§  Боязнь того, что несчастье может повториться, может изменять видение своих перспектив в будущем;

§  Могут проявиться психосоматические заболевания.

§  Молодые люди в этом возрасте могут критически оценивать как свое поведение, так и поведение других людей. Их реакции схожи с посттравматическими реакциями взрослых людей.

 

 

Как помочь ребенку преодолеть кризисную ситуацию (рекомендации для родителей)

§  В актуальной кризисной ситуации помощь должна быть направлена на уменьшение внутреннего напряжения ребенка, успешно приспособиться и дать поддержку в решении насущной проблемы.

§  Во время кризиса у детей появляются особые потребности. Позволяйте детям быть более зависимыми от вас, им необходимо обновление чувства собственной защищенности; проводите больше времени вместе, позволяйте им прочувствовать вашу заботу, физическую поддержку.

§  Постарайтесь, по возможности быстрее, возобновить обычный ежедневный жизненный ритм.

§  Свои чувства дети выражают разными способами. Примите эти особенности и знайте как на это адекватно ответить. Способность выразить свои чувства – это сила,  а не показатель слабости. Дайте своему ребенку любовь и уменьшите страхи, признавая все чувства ребенка (страх, боль). Главное, чтобы ребенок понял, что «вместе мы можем пережить все».

§  Говорите с ребенком о том, что произошло. Выслушайте его эмоции, давая конкретные пояснения и короткие, правдивые ответы на специфические вопросы, даже о смерти. Используйте понятные для ребенка слова и понятия.

§  Создавайте ребенку возможность общения и время препровождения со сверстниками.

§  Ограничивайте и контролируйте те моменты, когда ребенок (особенно маленький) может проводить, смотря волнительные телевизионные передачи.

§   Важно знать, что ваше поведение и реакции очень сильно влияют на вашего ребенка. В большинстве случаев,  ребенок возвращается к своему обычному поведению через несколько недель после кризисной ситуации.

§  Если во время произошедшего или после этого вы наблюдали необычное поведение или реакции ребенка, ищите помощь у специалистов (психологов, психотерапевтов).

 

Позаботьтесь о том, чтобы каждый день у ребенка было:

§  Чувство защищенности и принадлежности дома, в школе, в обществе;

§  Другие поддерживающие взрослые в жизни ребенка, не считая родителей;

§  Регулярная, еженедельная организация активности под руководством взрослых.

§  Находите время, чтобы побыть со своим ребенком!

§  Старайтесь решать конфликтные ситуации дома спокойно, покажите образец конструктивного взаимодействия. Помните – если мы кричим на своего ребенка, то он уже не услышит нас, когда мы будет просто говорить.

§   Наблюдайте, не появилось ли нетипичное, непростое поведение у вашего ребенка. Например, чрезмерный плач, переигранные шутки, долгое молчание и скрытность, а также неожиданная открытость – все это может быть чертами тревожности. Ищите помощи профессионалов, если такое поведение будет продолжаться долгое время.

§  Не допускайте хранение оружия в доступных для детей местах.

§  Не устанавливайте в комнате ребенка телевизор. Прерывайте и ограничивайте просмотр насильственных сцен, которые ребенок видит по телевизору, в кино или компьютерных играх. Будьте внимательны к тому, чем ребенок интересуется в интернете.

§  В обсуждениях и разговорах, используйте примеры из литературы и искусства.

§  Поддерживайте контакт с другими родителями, чтобы быть в курсе, чем занимается ребенок, с кем  встречается и где.

§  Узнайте, проводятся ли в школе занятия по профилактики безопасности, учат ли детей как справляться со злостью, спокойно решать конфликтные ситуации, искать выход из кризисных ситуаций, уживаться с другими, не смотря на их национальную, культурную, религиозную принадлежность. Убедитесь, что в школе существует план действия в кризисной ситуации, который предусмотрен не только для выхода из  самой ситуации, но и для ее профилактики.

§  Добровольно сотрудничайте со школьными или общественными программами по вопросам безопасности.

§  Поддерживайте представителей законодательства, в приоритете которых духовное здоровье детей и различные профилактические программы.

§  Не стесняйтесь прибегать к помощи специалистов для себя и своей семьи, если она вам рекомендована.

 

ВАЖНО! Принцип простой: если мы больше знаем о несчастных случаях и видах как себя защитить, то лучше можем действовать и верить своим силам и возможностям других, для того, чтобы справиться с ситуацией. Если сами внутренне подготовимся, ситуация покажется известной. Более того, если проблема появиться мы вспомним, что уже думали о возможных решениях, и таким образом, не будем подвержены дополнительному стрессу.

§  Каждой семье можно выработать свой план возможных кризисных ситуаций, беря во внимание конкретные жизненные обстоятельства.

§  Подумайте, какие возможные неурядицы и кризисные ситуации могут угрожать семье.

§  Проговорите с членами семьи эти ситуации, и как каждый может в них себя вести.

§  Придумайте последовательность  действий в возможных кризисных ситуациях и научите действовать других членов семьи.

§  Дайте каждому члену семьи возможное задание – это поможет не растеряться в ситуации и искать выход.

§  Важно, чтобы члены семьи знали, где могут находиться защитные приспособления необходимые в кризисной ситуации. Решите, кто будет ответственным за порядок хранения и содержания необходимого предмета.

§  Узнайте сами и научите детей, где дома находятся электрические и газовые щиты, в каких случаях их надо выключать  и как это делать.

§  Подготовьте список телефонных номеров организаций, в которые можно обратиться  в непредвиденных ситуациях. Дети должны знать, куда звонить в конкретных кризисных ситуациях (скорая помощь, полиция).

§  На видном месте напишите, как в необходимом случае найти других членов семьи (номера телефонов, место работы).

§  Договоритесь, к кому из соседей ребенок может обратиться, если не удается найти членов семьи.

§  Решите, где безопасный выход, на случай эвакуации из дома.

§  Решите, где будет место встречи семьи в кризисном случае (тревога увеличивается, когда рядом нет семьи). Каждому случаю надо выбрать одно место встречи недалеко от дома, и второе поблизости.

§  Очень важно сотрудничество с соседями – включите их, переговорите возможные кризисные ситуации и согласуйте план действий.

§  И самое важное – вместе попробуйте в действии «кризисный план». Время от времени каждому члену семьи важно освежить в памяти детали плана.