Соответствует требованиям к структуре официального сайта образовательной организации (ссылка) Версия для слабовидящих
Прозвенел школьный звонок. Пролетели первые учебные недели.Кому-то из учеников вполне хватило нескольких дней для адаптации после длительного отдыха, а кому-то требуется больше. Сентябрь в школьном календаре считается переходным месяцем. Поможем школьнику поскорее войти в колею и задать нужный ритм на весь учебный год. Как считает руководитель Центра психологии и гармоничного развития «Любопытная персона» Дмитрий Селифанов, правила и для младших школьников, и для старшеклассников во многом похожи: они просты, эффективны и проверены временем.
9 правил для успешного старта
1. Полноценный сон. Каникулы – время отмены жестких требований режима. Ребенку любого возраста нужно постепенно возвращаться к полноценному сну. Ученикам младшей школы необходимо спать не меньше восьми, а лучше десять часов. Если уроки начинаются в 8:30, отматываем назад два часа на сборы и дорогу, то есть отбой должен быть сразу после «Спокойной ночи, малыши!», не позднее 21:30. Детям постарше может хватить и восьми часов. В любом случае смотрите на самочувствие ребенка. Не хватает – добавьте час-другой. А первоклассникам желательно спать еще и днем.
2. Прогулки и физические нагрузки. Уроки физкультуры на воздухе предусмотрены в школьной программе не просто так. Если есть возможность, то ребенку стоит также гулять в течение дня или вечером, перед сном. Не менее важны утренняя зарядка и нагрузка для мышц в течение дня. Ученик много времени проводит за партой, и движение ему крайне необходимо.
3. Регулярное питание. Обязательно выясните у учителя, чем кормят детей, успевает ли ваш школьник поесть за перемену. И не забывайте про плотный полезный завтрак. Осенью стоит дополнить рацион витаминами.
4. Общение со сверстниками. Взрослым кажется, что во время учебного года главное – уроки. А вот и нет: не менее важны игры и общение с одноклассниками. Возможно, сейчас, после долгого лета, таких встреч особенно много. После первого месяца общения баланс учебы и развлечений нормализуется.
5. Дозированная нагрузка. Дополнять учебу внешкольными занятиями нужно постепенно, после того как расписание окончательно утрясется. В первый месяц повремените с излишней интеллектуальной нагрузкой: курсами иностранного языка, занятиями с репетиторами, шахматами и дополнительными уроками. Спортом, музыкой, танцами можно заниматься уже с начала учебного года, особенно если они в радость. Главное – почаще спрашивать ребенка, что ему интересно.
6. Распорядок дня и недели. Детям бывает трудно правильно и быстро распределить свое время. Нам, с нашей многозадачностью и навыками тайм-менеджмента, бывает сложно это понять. Помогите ребенку составить расписание на день и на неделю (не указывайте, а подскажите). «Карту недели» можно повесить на видном месте. В нее стоит внести уроки, дополнительные занятия и развлечения: кино, театр, походы на дни рождения к друзьям, поездки в гости к родственникам. Такая шпаргалка поможет и ребенку, и вам планировать время.
7. Приятные мелочи. Скорее всего, рейд по канцелярским магазинам вы уже совершили и даже докупили то, что просили учителя (альбомы для рисования и черчения, циркули, калькуляторы). Но, может, ребенку захочется новую яркую тетрадь или другую ручку – такую же, как у подруги. Такие, на первый взгляд, мелочи помогают учиться с удовольствием.
8. Новая одежда. Чем старше школьник, тем важнее для него его внешность и одежда. Даже если вы можете с закрытыми глазами выбрать для ребенка форму и примерка не нужна, возьмите его с собой в магазин: пусть он поучаствует в процессе выбора. Желание показать обновку в школе может стать для школьника дополнительным стимулом.
9. Доверительное общение. Не задавайте дежурных вопросов из серии «Как дела?», «Что задали?», «Какую оценку получил?». Спросите о чем-то конкретном: «Что нового сегодня ты узнал?» или «Ты пришел расстроенный (радостный) – расскажешь, почему?». Иногда не нужно слов – достаточно просто сесть рядом и обнять ребенка.
Информация подготовлена по материалам: